Новый факультатив о духовности и патриотизме внедряют в школах

Веское слово учителя

О духовности и патриотическом воспитании — в беседе с профессором Галиной Николаенко

На пленарном заседании Республиканского педсовета Президент напомнил важнейшую истину: именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. В конце июня Минобразования утверждена программа факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для учащихся 5—6-х классов. Введение нового курса вызвало немало вопросов, а также критики в оппозиционных источниках. Одним из ведущих авторов учебно-методического комплекса для факультатива выступает проректор по научной работе Академии последипломного образования доктор педагогических наук, профессор Галина НИКОЛАЕНКО. Мы побеседовали о духовности и патриотическом воспитании.


— Галина Ивановна, что собой представляет новый учебно-методический комплекс? Правда ли, что проект реализовали в рекордно короткий срок?

— Под одной обложкой объединены учебное пособие, связанные с ним рабочая тетрадь и иллюстрированный словарь (потому что слова, которые используем, нужно объяснить точно и доступно). Все эти книги богато иллюстрированы. Также издали методическое пособие для педагогов.

Конечно, срок подготовки комплекса можно назвать рекордным. Однако подходы и материалы к курсу разрабатывались на протяжении десятилетий, прежде всего в практике работы нашего учительства. Авторов, только указанных, 21 человек. В действительности участников проекта гораздо больше. Не менее рекордное число педагогов и священнослужителей рецензировало пособия, а в учреждениях образования, ресурсных центрах по духовно-нравственному воспитанию их активно апробировали.

По материалам в зависимости от подготовленности учеников можно работать в 5-м и 6-м классе, и первые книги рассчитаны на первое полугодие. Готов учебно-методический комплекс и для второго полугодия. Во вторую часть в связи с изучением темы «Духовное краеведение» включены виртуальные экскурсии для знакомства с тем, что мы называем «национальное достояние». Напомню, что о воспитательном потенциале экскурсий говорилось на Республиканском педсовете. На занятиях также используются возможности современных компьютерных технологий, например QR-коды. Это способствует созданию особой эмоциональной атмосферы сочетания видео, аудио, иллюстраций, музыки, поэзии. Те же виртуальные экскурсии позволяют более полно осознать духовное богатство нашей Родины. Следующие учебники будут рассчитаны на 6—7-е классы и так далее.

— Критикам пособия не понравилось использование песни «Молодость моя, Белоруссия», стихов русских и советских авторов…

— Трудно понять, что именно в песне может вызвать раздражение. Воспоминания о войне? Описание болот Полесья и полета аиста? Или то, что Беларусь называется «землей нашей любви»? Ведь именно на эти строки и обращается внимание ребят. Первые занятия факультатива посвящены любви к Родине, к ближнему, к Богу. И разве не предмет особой патриотической гордости и духовности героическое прошлое нашего народа? Тем более что мы уже сталкиваемся с опасностью переосмысления истории Великой Отечественной. В учебнике говорится о вечных истинах, а это достижение всего человечества, разных религий и народов. Особенно близкого к нам русского.

Белорусский и русский языки — два крыла нашей национальной культуры, и утверждать, что мы это игнорируем, неверно. В словаре для школьников наряду с русским вариантом поясняемого слова приведен его эквивалент на «мове». Постоянно обращаемся к духовно-нравственным традициям белорусского народа, как то: Евангелие, гербы городов, батлейка и наш праведник Иоанн Кормянский… Или, например, специально выделенные при изучении темы «Библия» сведения о том, что наша нация имеет больше переводов Священного Писания на родной язык, чем многие народы мира. Перечень можно продолжать и продолжать. Во втором пособии белорусский материал вводится еще шире, а также предлагается информация, связанная с другими конфессиями. Возьмем, к примеру, святыни нашего народа — храмы. Помимо православных церквей, на нашей земле есть и мечети, и костелы, и синагоги. Мы обратились к представителям разных религий и получили от них описания таких зданий и сооружений. И авторы особо подчеркнули, что в Беларуси традиционно мирно сосуществуют представители различных конфессий, и предложили виртуальные экскурсии и в синагогу, костел, кирху.

— Насколько распространенным станет факультатив и каких результатов от него ожидаете?

— Уже разошлись шесть тысяч пособий. Они востребованы, и в соответствии со спросом обсуждается возможность допечатки тиража. Появление пособий стало своеоб­разным стимулом для создания дополнительных материалов. К нам поступили, в частности, сделанное учителями-практиками пособие по духовному чтению для младших классов, наборы дидактических материалов. Дополнительно к учебнику сейчас выпускаются киноуроки, сценарии батлейки. В стадии подготовки материалы на духовно-нравственные темы на белорусском языке с привлечением произведений белорусской литературы и фольклора.

Можем ли ждать сиюминутных результатов? Абсолютно согласна с фактическим вдохновителем нашей работы протоиереем Федором Повным, сказавшим: «Мы готовим почву, и на этой почве можно сеять семена». Формируем определенный подход к жизни, нравственную установку. И предлагаем много заданий типа: подумайте, обсудите, докажите правильность своей точки зрения, расскажите об этом родителям. Есть даже рубрики «Важнейший вывод» или «Духовное озарение». Курс заставляет задуматься, а главное — осмыслить, почувствовать, запомнить. В жизни мы сталкиваемся c различными ситуациями. Бывает, семья попадает в социально опасное положение или ребенок растет сиротой. Тогда можно сказать: «У тебя есть небесный покровитель, Господь любит тебя».

— В чем главная особенность и роль подобных нововведений в школе?

— Думаю, нововведением такой курс вообще-то назвать нельзя. Скорее, «хорошо забытое» старое. Традиция, к которой необходимо вернуться. Недаром говорят умные люди: «Компьютер нравственности не научит». Основное — воспитывать духовность и патриотизм должен тот, кто сам в полной мере обладает этими качествами и стремится передать их детям. Ведь речь при работе по факультативу идет о том, что мы называем обучающим воспитанием.

И здесь мне хотелось бы особо сказать о слове учителя. Именно этот, сейчас незаслуженно «отодвинутый в сторону», метод обучения, почти, как показали наши исследования, исчезающий, обладает огромным духовно созидающим потенциалом. Мы перестали разговаривать с детьми о вечном. Уходят из жизни нравоучительные беседы, поучения, наставления. А в них есть то, что нарабатывалось веками. Белорусское «настаўнік» — об этом. К этому и стремится факультативный курс.

yasko@sb.by

Фото из архива Галины НИКОЛАЕНКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter