Весело и вкусно

Когда живешь в Европе, то, кажется, все о ней все знают: и о странах, и о музыке, и — не в последнюю очередь! — о кухне... Письма из Пекина

Когда живешь в Европе, то, кажется, все о ней все знают: и о странах, и о музыке, и — не в последнюю очередь! — о кухне. Евроцентризм называется: мы в центре, а остальные — так себе, по окраинам ютятся. Но если за пределы Европы выйти, то картина меняется кардинально. Европа? Ах да — слышали. Вы там все на одно лицо и, говорят, пьете свою водку холодной, и она у вас не пахнет — ужас! ужас! Это китайский (корейский и далее по списку) взгляд. Америка у них тоже делится на Штаты и все остальное. Уже пять тысяч лет китайцы называют свою страну Срединным государством (потому что в центре мироздания), вокруг которого раскинулась широкая окраина: Европа, Азия и прочие Америки с Австралией. Обидно? Ну так и им тоже — когда мы себя «главными» считаем.


Но я, между прочим, не об этом. А о другом комплексе европейского превосходства — кулинарного. Мол, еда наша — самая лучшая: молоко самое молочное и сыры самые сырные, ну а хлеб — точно самый хлебный. А если кто этого не понимает, тот полный профан. И точно не гурман. Но китаец — и образованный (тот, что про Эйфелеву башню слышал), и не сильно (который всего пару сотен иероглифов знает) — свою утку по–пекински ни на какое фуа–гра не променяет. И гурманом себя при этом считать будет. Мао Цзэдун говорил, что если кто острое не любит, тот ненастоящий революционер. И что? От сычуаньского красного перца у китайцев и сегодня слезы из глаз: такая острота, такая вкуснотища! И революционность опять же. А Дэн Сяопин? Товарищ Дэн (низкий ему поклон за политику реформ и открытости) каждое утро начинал со своего любимого блюда — «вонючий доуфу» называется. Неспроста: рядом с его запахом блекнет знаменитый дуриан. Но зато вкус!.. Вкус у столь любимой товарищем Дэном разновидности соевого творога нежный и изысканный. Впрочем, нам не понять...


Накануне в Пекине побывали европейский комиссар по вопросам сельского хозяйства Фишер Бойл и команда бизнесменов от питания: хвалили французские сыры и вина, итальянское оливковое масло и немецкие колбасы. Сокрушались, что китаец не чувствует разницы между сыром французским и новозеландским, вином из Италии и Чили, немецким и мексиканским пивом. Для него все эти продукты иностранные, а уж из Старого Света или Нового — значения не имеет. К тому же сыр, как мы уже знаем, в Поднебесной не жалуют, вину предпочитают местную водку, которая обладает сильным ароматом и употребляется теплой. На вкус и запах, как известно, товарища найти нелегко.


Европейские производители руки не опускают и заманивают китайских потребителей не столько ценами, сколько словами о престиже и эксклюзивности. В одном только Пекине живет 85 тысяч долларовых миллионеров — им и коллекционные вина, и обед в дорогом европейском ресторане по карману. Разговорилась с горячими финскими шеф–поварами, один работает в Пекине, другой — в Гонконге. Они мне рассказывали о необходимой степени солености блюд — в этом вопросе даже пекинец гонконговцу не товарищ, не говоря уж о китайце с европейцем. Яакко говорит, что на отсутствие клиентов его ресторан не жалуется, «хотя постоянных мало. Экспериментируем с новыми блюдами, ищем то, что может прийтись китайцам по душе. В Финляндии наш любимый гарнир — картофель, но здесь подаем в основном рис, так нашим клиентам привычнее». А потом угостил филе лосося в укропе — м–м–м, пальчики оближешь. И степень солености у него была то, что надо. Закатываю в восторге глаза — Яакко тоже счастлив. Рядом европейско–китайское ВИА (музыканты — европейцы, солист — китаец, чтобы публике было понятно, о чем поют) наяривает бессмертные хиты «Битлз». Сегодня европейцы готовы и петь, и плясать, и модифицировать свои рецепты: все во имя мира, дружбы и завоевания рынка. Весело и вкусно.


Когда хочется сладкого


Наше посольство в Китае совместно с Пекинской торгово–промышленной инвестиционной компанией «Тунмяо» провело встречу деловых кругов двух стран. Дата — накануне традиционного праздника Драконьих лодок — обусловила необычную форму этой встречи: за круглыми столами. Что здесь особенного? Столы были обеденными, и собравшиеся в большом зале люди ужинали. Но продукты были не только местными, но и белорусскими.


У Цинмин, директор компании «Тунмяо» и дилер белорусских ликеро–водочных предприятий, говорит, что в Китае такая форма знакомства с новым товаром пользуется большой популярностью: клиенты — как уже существующие, так и потенциальные — получают прекрасную возможность не только увидеть продукцию, но и попробовать ее.


Белорусской продукцией Китай, конечно, не удивишь: здесь хорошо знают БелАЗы, МАЗы и калийные удобрения. Это все в разряде традиционных статей нашего экспорта. Но сегодня этого мало — нужны и новые товары, и новые подходы. Как оказалось, мы можем предложить и то и другое. Сегодня наши производители привезли в Поднебесную то, с чем она пока не так хорошо знакома — белорусские хрусталь, шоколад и ликеро–водочные изделия.


У Цинмин, взявшаяся за нелегкое дело знакомства китайских потребителей с продуктами из синеокой, полна энтузиазма: «Белорусские напитки — очень высокого качества, они вполне конкурентоспособны на китайском рынке. Мы продаем их в тринадцати городах и шести провинциях, и география продаж постоянно расширяется. Мы настроены очень оптимистично». Белорусских напитков в Китае уже продано на сумму более 100 тысяч долларов.


В июне У Цинмин запланировала новую поездку в Беларусь. На этот раз она надеется заключить контракт с фабрикой «Коммунарка», ведь китайцы — большие сладкоежки. И если импортных ликеро–водочных изделий в Поднебесной много и конкуренция на этом рынке весьма высока, то иностранным шоколадом рынок еще не насытился. Так что наши конфеты могут оказаться весьма кстати.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter