Весь спектр и в шаговой доступности

В 2009 году службы быта получили более 8,5 млрд рублей чистой прибыли

По итогам 2009 года организации бытового обслуживания населения получили более 8,5 миллиарда рублей чистой прибыли

О современном состоянии и перспективах развития сферы бытовых услуг, в которой работает более 100 тысяч человек, мы поговорили с генеральным директором государственного объединения предприятий бытового обслуживания «Белбыт» Анатолием МАРЧЕНКО.

— Анатолий Степанович, в каком состоянии находится сейчас отрасль, какова наша с вами обеспеченность услугами?

— За истекшие почти двадцать лет, с тех пор как вся экономика была брошена, так скажем, в стихию рынка, наша сфера выстояла, пережив не только жесточайший финансово-экономический, но и профессиональный кризис. Ведь в советское время существовала гигантомания, строились многоэтажные дома быта, огромные комплексные приемные пункты (КПП), рассчитанные всего на 2—3 человека работающих, ателье и мастерские с обширными контактными зонами. С течением времени содержание таких зданий стало не под силу, они были брошены на произвол судьбы.

Сегодня мы строим нашу работу так, чтобы весь спектр бытовых услуг, оказываемых населению, был в шаговой доступности. Что же касается статистики, то по состоянию на 20 марта 2010 года в республике работает более 1807 КПП, из них в агрогородках — 1188 КПП. Обеспеченность населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги в расчете на каждый из них составляет 1396 жителей при нормативе 1500—1750 человек.

Совершенствуется и система управления отраслью: непрерывно внедряются новые виды и формы обслуживания, ведется техническое переоснащение производства. К примеру, в 2009 году на повышение технического уровня производства было направлено более 12 миллиардов рублей. Это позволило разработать и широко внедрить в производство более 3250 новых образцов и моделей мебели, обуви, головных уборов, швейных, трикотажных, ювелирных изделий, новых моделей стрижек и причесок, изделий ритуальной атрибутики.

В прошлом году в сельской местности было открыто 83 новых комплексных приемных пункта, в том числе 78 — в агрогородках. В среднем на одного жителя республики объем бытовых услуг за прошлый год составил свыше 205 тысяч рублей.

— В крупных городах бытовое обслуживание развивается более динамично: в выходные дни, например, работают многие прачечные и мастерские. Какие принимаются меры для приближения бытовых услуг к сельскому клиенту?

— Конечно, обслуживание населения, проживающего в отдаленных деревнях, не обходится без проблем. Наиболее удачным, на мой взгляд, является опыт открытия объектов бытового обслуживания в районах массовой застройки, торговых центрах, на рынках, в агрогородках. Сегодня важно не только выстроить систему бытового обслуживания, но и улучшить ее с помощью современных технологий.

Другой пример. Большая работа проводится с выпускниками школ, молодыми людьми, работающими на сельхозпредприятиях, с целью направления их на учебу для получения одной или нескольких специальностей по оказанию услуг населению. Надо глубже изучать ситуацию на местах и использовать в работе собственные трудовые ресурсы. Ведь, между прочим, можно легко совместить обучение, скажем, по следующим специальностям: телемастер — мастер по ремонту сложнобытовой техники, фотограф-парикмахер, строитель-электрик-механик и т.д. В итоге из числа сельских жителей в прошлом году было подготовлено 263 специалиста для работы в комплексных приемных пунктах и организациях бытового обслуживания. Это положительный фактор.

Еще один пример. В рамках углубляющихся рыночных отношений активно практикуем заключение договоров о сотрудничестве организаций бытового обслуживания населения с РУП «Белпочта» в части приема от сельских жителей заказов и доставки их по месту жительства клиента. Ныне этот опыт значительно расширился. Кроме того, в 64 районных КБО инициировали оказание дополнительно 42 видов услуг жителям села с учетом местных условий, уровня развития регионов, рентабельности услуг. Эти и другие начинания позволили большинству КПП добиться положительных результатов, заработать деньги для обновления основных фондов, расширения сети. В частности, по итогам 2009 года организации бытового обслужива­ния населения получили более 8,5 миллиарда рублей чистой прибыли (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась в 1,5 раза).

--------------------------------------

Уважаемые работники бытового обслуживания населения!

Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.

От вашей четкой и добросовестной работы, умения сделать услуги доступными во многом зависит настроение людей, качество их жизни. И особую значимость высокое качество обслуживания населения приобретает в настоящее время, в год особенный, объявленный в республике Годом качества.

Ваш профессионализм, трудолюбие, постоянное стремление к совершенству являются гарантией дальнейшего динамичного развития сферы бытового обслуживания населения.

Впереди — большая и сложная работа по обеспечению высокого уровня обслуживания населения, особенно в сельской местности. И я убежден, что работники отрасли с честью выполнят поставленные задачи.

Желаю вам, дорогие друзья, успехов в вашей важной, нужной и ответственной работе, крепкого здоровья, счастья, добра и благополучия.

Министр торговли Республики Беларусь В.С. ЧЕКАНОВ

--------------------------------------

На снимке: визажист салона «Мечта» в Узде Ирина КРАСУЦКАЯ не новичок в своем деле. Она участник многих престижных конкурсов, на которых удостаивалась дипломов.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter