Необходимость повышения лимитов на зарубежные посылки признал даже МАРТ

Вес пока не взят

Хорошие новости для интернет-шопоголиков: МАРТ поддержал повышение лимитов на заграничные посылки с 22 до 200 евро в месяц. Правда, введут их, скорее всего, не раньше 2020 года. Корреспондент «Р» разобралась, почему госорганы решили отменить свои прежние решения, кто проиграл от введения жеcтких ограничений и почему лимиты поспособствовали развитию «серых» схем.

История с лимитами на посылки уже напоминает финский танец «Летка-енка» с попеременными прыжками то вперед, то назад. Больше года любители онлайн-шопинга чувствуют себя, прямо как в Европе, где действуют довольно жесткие ограничения на международные почтовые отправления. И вот новый поворот. МАРТ поддержал повышение лимитов на заграничные посылки с 22 до 200 евро в месяц. Похоже, больше года понадобилось госорганам, чтобы понять: жесткий запрет концептуальных проблем не решит. Наоборот, ограничения выступают катализатором появления полукриминальных схем, с которыми бороться гораздо сложнее.


Впрочем, озвученная цифра с двумя нулями — это пока лишь слова. До практики дело еще не дошло. Сейчас госорганы во главе с Государственным таможенным комитетом только обсуждают возможность внесения изменений в Указ № 40. Прежде чем окончательное решение будет принято, инициативу еще обсудят с бизнес-сообществом. Если предприниматели не найдут достойных доводов против, лимиты в итоге могут быть увеличены.

Сказать, что интернет-шопоголики порадовались и вздохнули с облегчением, узнав такие новости, нельзя. Во-первых, унифицировать тарифы на международные почтовые отправления в ЕАЭС нужно в ближайшие три года. Поэтому ни завтра, ни в ближайшие месяцы повышения не произойдет. Во-вторых, в ГТК уже заявляли: каждая из стран может регулировать норму ввоза на национальном уровне. Это буквально означает: мы подумаем, но обещать ничего не будем. Правда, если ЕЭК решит, что посылки не относятся к категории товаров, на которые могут действовать более жесткие нормы национального законодательства, то все страны будут просто обязаны прийти к общему знаменателю.

Так почему же госорганы решили дать обратный ход? Ведь не только единый Таможенный кодекс ЕАЭС стал тому причиной. Напомню, инициатива ужесточить ввоз международных почтовых отправлений обсуждалась давно. Сначала госорганы собирались упростить жизнь внутренним производителям и якобы сократить импорт. Потом таможенники озаботились проблемой незаконного предпринимательства. Такая «забота» в конце концов обрела реальные цифры: мы стали единственной страной в ЕАЭС, где лимиты урезали настолько сильно. У наших партнеров по союзу по-прежнему действует ограничение в тысячу евро. Сейчас речь идет о том, чтобы с 2020 года всем странам перейти лимит в 200 евро.

За прошедшее с момента вступления в силу Указа № 40 время стало понятно одно: сбылось то, о чем и предупреждали участники рынка. Когда в союзе действуют настолько разные лимиты, это порождает развитие «серых» схем, позволяющих обойти законодательство. Те покупатели, которые регулярно заказывают товары из иностранных интернет-магазинов, еще прошлой весной заявили: покупки будут осуществляться через Россию. Кто-то стал ездить за посылками и бандеролями в ближайшие населенные пункты к соседям, кто-то воспользовался услугами фирм-посредников. В результате таможенные органы столкнулись с лавиной отправлений, которые везут сюда российские компании-посредники. Что в итоге? Налоги от них не поступают, а «Белпочта» потеряла такие суммы, что впору кусать локти. Впрочем, за прошлый год казна все-таки пополнилась почти на 1,3 миллиона долларов — именно столько заплатили наши соотечественники за превышение лимитов пересылки.

Пойдет ли на пользу грядущее повышение тарифов покупателям и стране, пока сказать сложно. Планируется, что у нас все же оставят ограничение на стоимость одной посылки в 22 евро. То есть общая сумма покупок может быть 200 евро, но вот заказать товар за 30 евро уже не получится, это будет превышением нормы и придется платить «растаможку». Смею предположить, что до тех пор, пока у соседей будут более выгодные условия, посреднические схемы никуда не денутся. И еще: практика показывает, что каждый вводимый запрет или ограничение требуют тщательных экономических просчетов. Зачастую внешне благие цели в итоге оказываются убыточными. Сдается, так же случилось и с лимитом в 22 евро. Такая жесткая норма в итоге оказалась стрельбой из пушки по воробьям. Проблем с импортом она не решила, а лишь прибавила сложностей таможенникам, почтовикам да и рядовым гражданам. Остается надеяться, что новое решение будет более взвешенным и просчитанным.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter