В Минске открылась Международная выставка декоративно-прикладного искусства "Фарбы душы"

Весь мир на ниточке

На этой земле нет женщины, которая не была бы безумна, когда припадет к витрине с украшениями. Она остается в эти мгновения одна, входит в ступор, затихает и с неясной улыбкой на устах может простоять так очень долго, пялясь на колье и серьги, пока постылый муж или дитя, или телефонный звонок не разбудит ее.

Похожий морок и меня охватил совсем недавно, когда в интернет–витрине я увидела работы Натальи Высокинской — мастера по бисероплетению. Экстравагантные сумки, гламурные броши, изысканные бусы и браслеты Натальи можно изучать часами. В ее бисерных «воздушках» тлеют восходы, звезды блестят в чернильной тверди стеклянных граненых бусин. По качеству и уникальному дизайну украшения от Высокинской — это лакшери линия от кутюр, не меньше. Почему же ее работы никто не видит? Пригласила Наталью в гости на чай, чтобы в спокойной обстановке поговорить, а во–вторых, медленно и нежно рассмотреть ее драгоценности вживую.



— Рассказывайте, Наталья. Наверняка за плечами художественное образование, факультет дизайна, селебритис в клиентах и богемное прозябание в огромной мастерской, где рождаются ваши украшения.

— Все в точности наоборот. Я по образованию юрист. До декретного отпуска работала по специальности в торговой компании. Рисовать не умею совсем. Среди моих покупателей пока нет знаменитостей, а изделия творю дома на кухне, как и многие, даже самые известные в мире мастера по бисероплетению. Для того чтобы делать украшения своими руками, достаточно скромного стола и стула и большого количества разнообразных материалов и ящичков, в которых все это богатство можно было бы хранить.



— Не верю. Вы хотите сказать, что вот эту изумительную брошь–бабочку в стиле Шанель смастерили без эскизов?

— В том–то и дело. Выкладываю, предположим, натуральный камень на белый лист бумаги, а потом мысленно к нему дорисовываю элементы, исполненные в бисере. Образ изделия рождается и удерживается в голове, поэтому отсутствие навыков рисования меня совсем не пугает.

— А мое любимое колье «Вальс бостон»? Это ведь художественное произведение. Что стало толчком к его созданию?



— Мне привиделся ворох листьев, несущихся по двору, поэтому и основная композиция здесь сметается как бы в левую сторону, и тональность изделия осенняя. Кстати, с красным цветом не работаю вообще. Предпочитаю спокойные нежные цвета и оттенки.

— Бог с ним, с красным. Как же это началось? Что привело вас в бисероплетение?

— Надо сказать, что я и шила, и вязала с детства, в основном для себя, и преимущественно в 90–е годы, когда особо носить было нечего. В семье ходит притча, что первый свой интерес к рукоделию я проявила между четырьмя и пятью годами, когда на деревенской свадьбе подошла к даме, которая была укутана в шалевидный платок с сеточкой и бахромой. Я взяла эту сетку в руку и с очень важным видом спросила: «Это связано крючком или спицами?» Кстати, в столь раннем возрасте себя почти не помню, но конкретно этот эпизод — как впечатление–вспышка — врезался в память...

— До встречи с вами, Наталья, точнее, с вашими изделиями, мое отношение к бисеру было пренебрежительным: фенечки, бусики, кошельки и прочий сувенирный масс–маркет.



— Понимаю. Я была в декретном отпуске и как–то заикнулась мужу, что хочу делать украшения из бисера, он сказал: «Только не фенечки!» Это был 2007 год. Тогда не было ни специальной литературы, ни журналов, и мы пошли с ним в библиотеку изучать историю вопроса. Данному виду искусства уже тысяча лет, полистали книги, где из бисера были представлены достаточно традиционные вещи, фольклорные: воротники, пояса, шапки. Нас это тоже не вдохновило. Большую роль в моем самообразовании сыграл интернет. Работы мастеров ближнего и дальнего зарубежья показали мне, что бисер — это современно, красиво и, главное, носибельно. Можно сказать, что азы бисероплетения изучала на видеокурсах плюс мое пространственное воображение позволило мне «прочитывать» печатные схемы.

— Для самородка ваши результаты производят впечатление. Насколько мне известно, вы постоянный участник Международной выставки декоративно–прикладного искусства «Фарбы душы», которая открылась вчера в Минске. Ее куратор Марина Духан очень ревностно охраняет статус данного мероприятия и к экспозиции допускает только больших художников.



— К счастью, да, мои работы высоко оценивают коллеги, и для выставки «Фарбы душы» я делаю, скорее, арт–проекты, чем фешен- украшения. Например, «Вальс бостон», о котором мы уже говорили. Работы свои выполняю качественно, с любовью и большим желанием. Я бы даже сказала, с аппетитом. В последнее время немало внимания уделяю и изнанке изделия. Изнанка — это как потайная дверца. А хозяйка моей работы уже сама решит, кого допускать в эти тайны — показывать ли подружкам оборотную сторону работы или нет.

— Пригласим наших читателей посетить экспозицию в Музее истории белорусского кино на Свердлова, 4. На ваш взгляд, в Минске достаточно пространств для маневров «хэндмейдников», есть в городе места, где вы могли бы представлять–показывать свои изделия?



— В Минске на выставке–ярмарке «Млын» и на «Славянском базаре» в Витебске. Правда, коренные жители помнят времена, когда наша ярмарка на «славянке» называлась «Город мастеров», где в самом деле были представлены изделия ручной работы. Сейчас ее перенесли из центра и переименовали в «Задзвiнскi кiрмаш», насытив деревянными ложками и шкатулками, которые штампуются на фабриках. Конечно, я мечтаю, чтобы в Минске появилась пешеходная улица, где мы могли бы представлять минчанам и туристам свои изделия, но хочется, чтобы там действительно присутствовал дух творчества и самобытность, а не сошедшие с конвейера холодные сувениры.

На прощание я заглянула в лягушачий глаз ожерелья из коллекции Натальи и увидела в нем, как в Минске на пешеходной улице веселые лавочники с криком догоняют колеблющихся покупателей. Там бродят городские модницы, туристы и фрики всех мастей, а в медных тазах перед лавками кто–то жарит каштаны, пар от них тает в далеких небесах... Уютная, признаться, картинка нарисовалась. Но, увы, Наташа собрала все свои каменья, и шкатулка захлопнулась.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 96 (24726). Суббота, 23 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter