Весь этот Джаз

Февраль — месяц давно и неизменно окрашенный для столицы в джазовые тона...

Февраль — месяц давно и неизменно окрашенный для столицы в джазовые тона. Именно в начале этого последнего зимнего месяца, воспетого поэтом Борисом Пастернаком, в Минске проходит фестиваль «Минский джаз». «Долгожитель» среди фестивального движения Беларуси, так много сделавший для развития музыкальной культуры в стране, праздник хорошего вкуса и настроения расчехлит свои инструменты со 2 по 4 февраля на сцене клуба им. Дзержинского уже в двадцать первый раз.


Нынешний фестиваль во многом новаторский. По словам его художественного руководителя Михаила Финберга, от начала до конца он будет посвящен музыке XXI столетия. И это не просто модная игра в нумерологию, а выверенная, хорошо продуманная концепция, на воплощение которой потребовалось немало сил и времени.


«Это действительно не оговорка, — старается скрыть волнение Михаил Яковлевич. — Эта формулировка «музыка XXI века», на мой взгляд, содержит глубинный смысл. Впервые за всю историю фестиваля оркестр будет исполнять программу, которая написана исключительно в двадцать первом веке. Это будет музыка американских композиторов, то есть той страны, где и родился этот жанр».


— Михаил Яковлевич, и все же каков он — джаз XXI века?


— Это совершенно новая музыка и по форме, и по содержанию. Это новые образы, музыка, где соединяется все лучшее, что было в двадцатом веке. В первую очередь это, конечно же, профессиональная форма. Плюс то, что было наработано в конце столетия: новые ритмы, гармонии, мелодические построения, сочетания различных музыкальных инструментов. Это не джаз из ресторана. Чтобы исполнять эти произведения, нужно иметь настоящее образование и большой опыт. Я горжусь, что мы сумели поднять такую программу и тем самым наш оркестр мы вывели на очередную новую творческую ступеньку. Поверьте, не только зритель получит удовольствие от программы «Минского джаза–2010», но и мы сами, музыканты.


Особая гордость — гости фестиваля, которых удалось собрать под одной музыкальной крышей, несмотря ни на что. 4 февраля в Минске в программе «Джаз без границ» выступят, без преувеличения, звезды. Это народный артист России Алексей Кузнецов, ас гитарной джазовой музыки, лучший гитарист, по мнению Финберга, на всем постсоветском пространстве. Леонид Винцкевич — заслуженный артист России, директор и художественный руководитель удивительного детища — передвижного российского музыкального фестиваля «Джазовая провинция», познакомившего жителей многих провинциальных городов с настоящей музыкой. Но самое главное событие: к нам едут лучший ударник Америки Джоэл Тейлор и бас–гитарист Кип Рид.


«Я очень рад, что нам удалось всех их привезти, — не скрывает радости дирижер. — Это не так просто и стоит значительных средств. Я благодарен, что, несмотря на сложности, мы делаем этот фестиваль уже двадцать первый раз благодаря поддержке Министерства культуры, Минского городского исполнительного комитета, организации «Минскконцерт».


— Скажите несколько слов и о традиционной премии «Лучший джазмен», которая будет вручаться во время фестиваля?


— Мы делаем это уже в пятый раз, потому что, к сожалению, сегодня к инструменталистам никакого внимания нет. Все замечают только поющих девочек... В Новый год по TV прошло сто каких–то премий, вечеринок... И никто не вспомнил ни одного талантливого музыканта. Поэтому ничего не сделаешь: мы вынуждены вспоминать себя сами. К тому же эта премия — не только признание трудов, но и значительное денежное поощрение. Кто будет награжден у нас в этом году, мы еще не определились.


— Есть ли лицо у белорусского джаза?


— Конечно. Если быть точным, белорусскому джазу уже 71 год. Наш первый Государственный джаз–оркестр организовал в 1939 году Эдди Рознер, столетие которого оркестр отметит уже отдельной концертной программой через месяц во время фестиваля «Шлягер на все времена». Кроме того, мы вспомним Леонида Утесова и Майю Кристалинскую.


Мы продолжаем большую и значительную работу по популяризации музыкального искусства, — предвкушая праздник, подытоживает маэстро. — Ведь наш оркестр проводит еще 13 музыкальных фестивалей в малых городах. И везде у нас есть свой слушатель. Кстати, еще одно доказательство тому и тот факт, что билетов на фестиваль «Минский джаз–2010» в кассах практически не осталось. Кто не успел их приобрести, придется поторопиться! Ну а мы уже готовим следующий фестиваль... Такова доля музыкантов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter