Вершки и корешки. Каждому свое

В нежных объятиях и приветствиях Евросоюза в адрес своего "пополнения" - восточноевропейских и прибалтийских стран зримо проглядывает холодный расчет.
В нежных объятиях и приветствиях Евросоюза в адрес своего "пополнения" - восточноевропейских и прибалтийских стран зримо проглядывает холодный расчет.

В то время как "сливочный" слой европейской политэлиты в мажорных тонах предвкушает интеграцию и открытие востока, экономисты калькулируют выгоды от приобретения обширного восточного рынка и расходы на новых "жильцов" под звездно-золотым флагом. Что же касается общественного мнения, то многие смотрят в восточную сторону, в частности на Польшу, через старую призму "железного занавеса".

Кандидаты в Евросоюз, в свою очередь, начинают все крепче задумываться о своих выгодах. Помнится, российский император Александр III поднял как-то бокал за здоровье "единственного друга империи - князя Черногории, поскольку других друзей у России нет". Но "русский медведь" в XIX веке мог себе это позволить, а, например, Варшава в XXI веке - нет. Ей нужны и сотрудничество с Евросоюзом, и крепкие связи с соседями, что зачастую очень сложно совместить. Кстати, на последней сессии ПАСЕ Страсбург попенял Польше за якобы недостаточную свободу СМИ и другие "изъяны" демократии.

Обычные европейцы в своих оценках по отношению к Польше еще более увязли в стереотипах, чем политики: по данным опросов, 78 процентов шведов, 68 процентов испанцев, 63 процента англичан и более половины немцев не уверены в том, что в Польше существует парламентская демократия. Более половины шведов, испанцев, англичан и французов сомневаются и по поводу польской рыночной экономики. Польша кажется им далекой страной: холодной, бедной, окатоличенной, сельскохозяйственной, консервативной и вечно лечащей раны прошлого.

Впрочем, полякам обижаться нечего, они порой и сами шокируют соседей. Недавно невесть откуда в Интернете появился рейтинг кровных врагов польского народа: некие социологи утверждают, что "кровниками" поляки считают немцев, русских и белорусов. Бред, как говорится, не комментируют.

А вот что достойно внимания, так это довольно смелое предложение Польши, учитывая ее кандидатский статус, о необходимости поддержки демократических процессов в странах - соседях Евросоюза: Беларуси, Украине, России и Молдове. И 19 февраля Брюссель должен рассмотреть это предложение и решить, оказать ли помощь соседям. Стоит ли рассматривать этот шаг нашей соседки как осознание важности восточного вектора и, в частности, понимание необходимости развития белорусско-польских отношений не в ущерб, а в дополнение к евросоюзовским?

Утвердительный ответ на этот вопрос, по мнению политолога Андрея Русаковича, очевиден. Задача возвращения в Европу, над которой Польша работала в последние годы, выполнена. Теперь на первое место выходит восточная составляющая ее долгосрочных интересов, так как поляки прекрасно понимают, что при односторонней ориентации они потеряют значение стратегического моста между Западом и Востоком. Данный акцент польской внешней политики позволит существенно интенсифицировать белорусско-польские отношения. Причем членство Польши в Евросоюзе не должно этому препятствовать.

Скорее, наоборот, вовлеченность наших соседей в европейскую интеграцию заставляет и нас задуматься о стратегии дальнейшего развития. Проблема не в выборе: он предопределен самим месторасположением нашего государства, тем более что и Россия, и Украина, и тем более Польша движутся навстречу Евросоюзу. Проблема в том, чтобы этот выбор состоялся, в первую очередь в экономической сфере. Такова общая задача, стоящая и перед поляками, и перед белорусами, которая заставляет нас активизировать сотрудничество по всем направлениям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter