Учитель из Наровли создает уникальные музеи

Вернуться в детство

Краеведческий музей — визитная карточка и, как правило, одна из достопримечательностей многих райцентров и малых городов. Экспозиции в них созданы по единым лекалам. Древняя история с археологическими находками, немного о Средневековье, дореволюционный период, рассказ о борьбе с оккупантами в годы Великой Отечественной войны, жизнь региона в советское время и по сей день.



Учитель из Наровли Василий Чайка доказал: историю края можно преподносить в более яркой, увлекательной и самобытной форме. Его детища — несколько музеев, созданных на энтузиазме и не имеющих аналогов в стране. Об одном из них мы расскажем подробнее. Это музей «Мир детства», находящийся в наровлянской СШ № 2. 

— Идея в том, чтобы показать жизнь ребенка от рождения до того момента, как он оканчивает школу и делает первые шаги в самостоятельную жизнь, — раскрывает творческую концепцию Василий Васильевич. — Естественно, большая часть экспонатов относится к советскому периоду. По историческим меркам очень короткому. Поэтому для меня особенно важно собирать предметы, передающие дух и быт того времени. И делать это нужно именно сейчас, иначе потом они будут безвозвратно утеряны.      

Экспозиция начинается с истоков. Образцы свидетельств о рождении разных лет (раньше их называли метриками), самодельные кроватки-люльки, а также различные приспособления для ухода за младенцами. Разумеется, кустарные. В те времена магазинов «Товары для детей» не существовало. Как и яслей-садиков, памперсов и резиновых сосок. Их, например, заменял мякиш хлеба, завернутый в тряпицу. А обеспечить кроху обувью входило в задачу отца, которую он выполнял, плетя миниатюрные лапти. Правда, хватало их ненадолго. 

Внимание привлекает пенек, по форме напоминающий кресло со спинкой. В такие колодки сажали младенцев, чтобы те не могли убежать, пока родители трудятся в поле. Возможно, по современным меркам не очень гуманно, однако альтернативы не имелось. 

Центральное место в экспозиции занимают игрушки. В большинстве самоделки, популярные среди ребятни с начала 1950-х до конца 1980-х. Помимо прямого назначения, они способствовали техническому творчеству, развивали фантазию и навыки слесарного дела. Мало кто мог позволить себе ежегодно покупать растущему ребенку коньки. Но ребятня не унывала: лезвия отвинчивались от ботинок и крепились к предварительно сколоченному из досок сиденью. Час работы, и «ледоход» для гонок по замерзшему озеру готов. Для большинства современных детей, живущих в соцсетях и электронных гаджетах, это почти нереальная задача. Да и мало кому из них вообще придет в голову вырезать хоккейную шайбу из сапожного каблука. Или превращать в рыболовный поплавок гусиное перо. 

Но даже среди фабричных игрушек, которые стали заполнять полки универмагов ближе к 1970-м, не было супергероев или мифических чудищ. Заложенный в них посыл, помимо сказочности и доброты персонажей, профессиональная ориентация. Отсюда такое количество фигурок космонавтов, солдат, врачей, наборы для игры в магазин, парикмахерскую и другое.  

В школьном разделе экспозиции — учебные принадлежности. По некоторым из них можно судить о том, каких усилий в послевоенные годы требовала подготовка к началу учебного года. Вот, например, самодельный «дипломат», сделанный из ящика для артиллерийских снарядов. Однако это, скорее, эксклюзив. Обычно же дети ходили в школу с холщовыми торбами. Лишь годы спустя у родителей появилась возможность покупать новомодные ранцы из кожзаменителя. Исхитряться приходилось и в других мелочах. В январе 1947-го ученик по фамилии Приходько вел тетрадь по русскому языку в записной книжке, оставшейся от немецких летчиков. Судя по переводу названия на обложке —  «Бортовая система электропитания в самолете», — блокнот принадлежал некоему технику люфтваффе.


Есть в экспозиции и «уголок двоечника», изюминка которого — открытый дневник. Для его хозяина 24 января 1964 года не задалось с утра. На первом же уроке он получил гигантский «кол» и запись красным карандашом: «Отцу зайти в школу». Надо полагать, ничего хорошего такое приглашение не сулило. 

На стенах — периодика школьных СМИ, которые за десятилетия до появления интернета пользовались огромной популярностью. «Пионерская правда», «Пiянер Беларусi», «Зорька» выходили тиражами в сотни тысяч, их читали все школьники. А также выпускали собственные стенгазеты.  Одна из таких — «Пионерский Перец» — чудом сохранилась в недрах школьных чуланов. Передо­ви­ца «Датэрмiновыя канiкулы» датирована «23 са­­кавiка гэтага года». В двух предложениях автор изобличает прогульщиц: «Зранку выйшлі ў школу і, прайшоўшы крыху за вёску, павярнулі назад… Гэтым самым зрабілі сабе датэрміновыя канікулы». 

А вот Павлика Морозова в музей принесли дети, нашедшие гипсовый бюст возле мусорного контейнера. И, даже не зная кто это, спасли пионера-героя от отправки в последний путь на свалку. 

Ценность отдельных экспонатов — в деталях, которые заметишь не сразу. Обычный детский рисунок: синяя штриховка изображает море, на волнах — военный корабль. Выведенные простым карандашом буквы-каракули подсказывают, что это — крейсер «Аврора». И чернильная подпись, сделанная, очевидно, уже учителем рисования: «Савенко Вова, 6 января 1941 года». До начала Великой Отечественной войны чуть больше шести месяцев. Можно лишь гадать, что довелось увидеть и пережить маленькому автору картинки. И повезло ли ему остаться в живых…  

В финальной части экспозиции — грамоты, кубки, дипломы и даже «ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТЪ», выданный ученику Белоцерковского министерского училища в 1901 году. А завершающий штрих — предвестник новой эпохи, в которой мир детства изменится до неузнаваемости. Первые, громоздкие и тяжелые, компьютеры с черно-белыми мониторами под лейблом «Электроника». 

Этот музей не единственное детище Василия Чайки. Его стараниями также созданы экспозиции, посвященные истории края, сельской торговле, работе почты, народным ремеслам и промыслам. Экспонаты, хранящие дух времени, способны погрузить в глубокую ностальгию тех, кто хорошо помнит СССР. Эта тема сейчас востребована и может служить предпосылкой дальнейшего развития как для культурно-исторического проекта, так и всего местного туризма. Ведь, куда бы мы ни приехали, каждый из нас родом из детства.

proleskovskiy77@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter