Петр Пархомчик.
— Беларусь и Венесуэла, несмотря на относительно небольшую историю двусторонних отношений, благодаря идеям наших лидеров Александра Лукашенко и Уго Чавеса стали не только политическими и экономическими партнерами, но и близкими друзьями и союзниками, — отметил вице-премьер.
Он обозначил перспективные направления взаимодействия:
— С учетом проведенной сторонами подготовительной работы в повестку дня данного заседания включены наиболее актуальные вопросы, по которым мы должны максимально оперативно принять соответствующие решения. Первое — возобновление работы сборочных производств белорусской техники в Венесуэле. Второе — активизация проектов в сфере строительства. Третье — обсуждение вариантов сотрудничества в сфере лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности. Четвертое — рассмотрение возможностей реализации совместных проектов в горнорудной промышленности. Пятое — взаимодействие сторон по линии сельского хозяйства и поставок продовольственных товаров. Шестое — сотрудничество в области нефтехимии и поставок удобрений. Седьмое — взаимодействие в сфере авиаперевозок и транспортировки грузов морским путем. Восьмое — укрепление сотрудничества в сферах образования, здравоохранения, науки и технологий, а также взаимодействие в области туризма.
По его словам, каждый из перечисленных пунктов имеет важное значение для двустороннего сотрудничества. В частности, заместитель Премьер-министра заявил, что Беларусь заинтересована в скорейшем возобновлении работы сборочных производств техники в Венесуэле.
— В настоящее время одной из наиболее важных тем двустороннего сотрудничества является возобновление работы на территории Венесуэлы заводов по сборке тракторов и грузовой техники. Уверен, что продукцию данных заводов ждут аграрии Венесуэлы, транспортники, коммунальные службы и профессионалы во многих других сферах венесуэльского народного хозяйства. Заверяю, что и белорусская сторона также заинтересована в скорейшем возобновлении работы сборочных производств техники «МАЗ-ВЕН» и «ВенеМинск Тракторес». Однако проекты должны быть экономически целесообразными и эффективными, выгодными для обеих сторон, — акцентировал внимание Петр Пархомчик.
Также очень важно найти возможность возобновления реализации проектов в строительной сфере с учетом того, что строительство доступного жилья для венесуэльских граждан является одним из приоритетов социальной политики, продвигаемой руководством страны. Помимо этого, Беларусь готова рассмотреть возможность возобновления поставок в Венесуэлу калийных и иных удобрений для нужд сельского хозяйства Венесуэлы и соседних стран в регионе, обсудить направления взаимодействия сторон в нефтехимии. Еще одно предложение — наладить прямое авиасообщение с Венесуэлой.
— В нынешней непростой геополитической ситуации, находясь под санкциями Запада, первостепенную важность для наших стран имеет организация эффективного транспортного сообщения, — подчеркнул вице-премьер. — Предлагаю обсудить возможности прямого авиационного сообщения между нашими странами и совместные шаги по организации транспортировки грузов морским путем, в том числе с привлечением дружественных нам стран.
Идею открытия авиасообщения поддержал вице-президент по вопросам планирования Боливарианской Республики Венесуэла Рикардо Менендес:
— Логистика — основополагающий вопрос. Это стратегическое направление. Нам нужно постараться, чтобы в этой отрасли наши решения шли в стратегическом русле. Нам понадобилось 36 часов, чтобы добраться в Беларусь. Прямое авиасообщение позволит сократить перелет до 12 часов.
Он отметил заинтересованность в активизации белорусско-венесуэльского сотрудничества по широкому спектру направлений.
— Белорусскими строителями построено много жилья в Венесуэле, а белорусская техника пользуется большой популярностью. Мы приобрели более 1,3 тысячи машинокомплектов в Беларуси, которые были собраны в Венесуэле и используются в народном хозяйстве. Более 3 тысяч белорусских тракторов работают на полях нашей страны, а грузовые автомобили ездят по дорогам.
Кроме того, Рикардо Менендес предложил выработать эффективные финансовые механизмы для сотрудничества:
— Нам навязали доллар в качестве единственной валюты международной торговли. Нам нужно найти новые механизмы и инструменты, которые позволят увеличить товарооборот между нашими странами. Предлагаем концентрировать внимание не только на развитии двустороннего взаимодействия наших внутренних рынков, но и вместе осваивать новые рынки в каждом из регионов.
sichevich@sb.by
Фото БЕЛТА