Вернуть «убежавшую» душу

Психологически сельский человек так устроен, что уже самими условиями жизни «запрограммирован» быть на виду. Если в большом городе можно и затеряться, то в небольшом райцентре или махонькой деревне — поди «схоронись»! Всякий ли выдержит такое моральное испытание?

В криминальных сводках этих дней «выудила» такую любопытную информацию. Оказывается, в Речицком районе объявился разбушевавшийся… мститель! Умышленно повредил аж четыре авто, принадлежащих человеку, который распускал о правонарушителе сплетни. Да непростые, а из «области» интимной (!) жизни.  Длинный язык пострадавшего «стоил» шести с половиной миллионов — именно на столько ранее судимый, нигде не работающий «супротивник» покарябал авто.

Можно, конечно, улыбнуться да и забыть об этом курьезе на почве давней, как утверждают местные стражи порядка, неприязни между мужиками, чье поведение больше напоминает препирательства сварливых базарных баб. Однако возбуждено уголовное дело. Мстителю грозит ограничение свободы сроком до двух лет. В связи с этой трагикомичной историей приходит на ум немало примеров, когда крошечной искры неприязни, «подогретой» спиртным, хватает не только для повреждения имущества… В тех же милицейских сводках — десятки сельских ЧП, закончившихся не царапинами на кузове авто, а тризнами.

Что сейчас происходит в умах и душах сельчан? Почему не срабатывает некогда очень эффективная деревенская мораль — когда ссоры между односельчанами максимум заканчивались словесными перепалками, а надолго никто обиды не таил?

Сегодня деревня по своему социальному составу уже не столь однородна, как это было в советские времена. Кто-то живет побогаче — держит хозяйство, пашет на него с утра до вечера. А кто-то предпочитает себя не шибко обременять. Но червоточина-то не «дремлет»! Завидки берут: почему это у соседа-трудяги есть все, а у меня — нет? Дай-ка уравняем! И пошло-поехало: в уме зреет коварный план… Хорошо, если мысль пустить «красного петуха» на соседское подворье так и останется «в проекте»… Но есть ведь и примеры «воплощенных замыслов». Как с ними быть? Упреждать, чем и занимаются сельские участковые, например. Но ведь до каждого двора стражу порядка не добраться в одночасье. Очевидно, что само деревенское окружение, мини-общество должно строже подходить к «воспитательным» процессам.

Другое дело, что обычно бузят и дают волю червоточинам мстительности, зависти те, кого в простонародье называют сельскими «бичами». На них можно махнуть рукой, не обращать лишний раз внимания. Дескать, сами собой повыведутся. Да нет, к сожалению. Уповать, что проблема естественным путем разрешится, вряд ли стоит. Ведь за сельскими лоботрясами — не только их личные жизненные фиаско. Почему не заняты чем-то полезным, а тратят время на пустое сведение счетов, бабские сплетни? Как-то потихоньку нивелируется само понятие — быть при деле. Вывод напрашивается такой: если в деревне есть возможность получить достойную работу, найти дело по душе, вряд ли в деревенском человеке поселится червоточина мелочной зависти. На ее «подкормку» просто не будет времени и сил! А в противном случае нередко имеем дело лишь с медленным саморазрушением конкретной личности. И два года ограничения свободы вряд ли сильно изменят ситуацию. Проблема ведь в том, что если раньше любого сельчанина беспокоило, как в деревне судят о его поступках, то нынче все чаще он просто об этом не задумывается. Между тем нет ничего важнее человека, его изначальной мотивации, созидательного потенциала! Для возрождения и развития белорусской деревни, на что сегодня уходит много государственных средств, особенно! Потому как поголовье скота можно нарастить, современную технику купить, а вот «убежавшую» душу человеческую вернуть на круги своя практически нереально…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter