Фауна Гомельщины стала разнообразнее – в природу выпустили животных, которые издавна обитали в здешних лесах

Вернись, лесной олень

Недавно в Гомельском районе произошло знаковое для местной фауны событие. Из вольера на волю выпущены 33 благородных оленя. Восстановление популяции этих красивых животных проводится в рамках Государственной программы «Белорусский лес». Проект масштабный, затратный и весьма интересный. «Рэспубліка» узнала подробности. 

Сегодня в лесах под Гомелем обитают более 200 оленей. 

Для побега нет причин

Почти девять месяцев олени содержались под присмотром егерей неподалеку от поселка Мирный Долголесского сельсовета. Встретившись с главным охотоведом Гомельской организационной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов Андреем Григоренко, прошу показать тот самый вольер. Мое дилетантское представление вызывает у собеседника улыбку, с которой он обводит рукой пространство вокруг. Собственно, вольером называется территория площадью около 10 гектаров, огороженная сетчатым забором. В остальном — естественная среда обитания животных: лесопосадки, подножный корм, природные водоисточники.

— Наша задача — помочь им адаптироваться и создать максимально благоприятные условия, — информирует главный охотовед. — Судя по тому, что они охотно размножаются, все получается. В этом году в вольере родились девять оленят. Если бы их что-то стесняло, они бы не только не плодились, но и стремились уйти. Этого не происходит. 
В белорусских лесах благородные олени водились издревле. Однако были периоды, когда их популяция стремилась к нулю. Еще во времена царских охот олени считались ценным трофеем и становились им в больших количествах. Другой фактор – войны, сокращавшие численность всех животных, пригодных в пищу. Когда речь шла о выживании, человеку становилось не до соблюдения охотничьих квот и защиты животного мира... 

На десерт — соленый веник 

Прибытию новоселов в вольер предшествует долгий процесс. Объявляется тендер, при проведении которого учитывается не только цена, но и качество животных. Играет роль и географический фактор, влияющий на генетику будущих поколений. Смешение кровей дальних соседей дает более сильное потомство. К примеру, последнюю партию для гомельских лесов закупили в Литве. 

Отобранные особи проходят карантин, во время которого им делают различные прививки. Каждая фиксируется в документах. Строгий контроль должен исключить «импорт» заболеваний. Везут оленей специальным автотранспортом в раздельных отсеках, чтобы в пути не случилось драк. В принципе, олень не агрессивен. Но бывает всякое... 

По прибытии «эмигранты» проходят еще один карантин. Бонусы вольерного содержания — дополнительный паек к подножному корму. В кормушки насыпают зерно, в которое также добавляются лекарственные препараты. В отдельные емкости — солонцы — насыпают соль, необходимую организмам животных. А их любимое лакомство — вымоченные в солевом растворе веники из зеленых веток, которые для подопечных вяжут егеря. 

В вольере животных держат до того, как они обзаведутся потомством и их детеныши станут на ноги. Затем родителей чипируют и выпускают, а малыши остаются еще на некоторое время. Бывало, родители приходили навещать потомство, оставляя россыпь следов у забора снаружи. 

Собаки страшнее, чем рысь 

Основная нагрузка по «воспитанию» и адаптации оленей ложится на егерей. Порою им приходится едва ли не жить в лесу с подопечными, а то и становиться на их защиту. Опасностей хватает. Угрозу, например, представляют расплодившиеся рыси. Только в Гомельском районе их около двух десятков. Не считая тех, что приходят в гости из соседних регионов и даже стран: России и Украины. При этом отстреливать хищную кошку нельзя — она внесена в Красную книгу. Хотя сама не прочь разнообразить рацион олениной. 

— Весной, как раз во время отела, одна из рысей начала обхаживать вольер, готовясь к вылазке,
— Андрей Григоренко рассказывает о том, как пришлось действовать на практике. — Хорошо, что был снег и мы вовремя заметили следы. Расставили флажки, повесили шумовые пакеты, егеря дежурили несколько недель. Только тогда она ушла, отказавшись от своих намерений.

Впрочем, еще опаснее бродячие собаки, среди которых немало охотничьих. Они сбиваются в стаи, вяжутся между собой, воспроизводя метисов невероятных пород. Быстро дичают, даже внешне становясь похожими на матерых волков. Обостряются заложенные природой инстинкты, и начинается охота. Олень, а особенно косуля в ней легкая добыча. 

Однажды собаки устроили подкоп и проникли в вольер. Незадолго до этого егеря покормили оленей и уехали. Но через час, будто почувствовав опасность, вернулись. К тому моменту одна из собак уже загрызла олененка, еще две протискивались под забором — спешили на ужин. Сложно сказать, сколько еще малышей могли быть съедены в тот вечер. Егерям пришлось расчехлять ружья… 

Проблему усугубляет то, что собаки, привыкшие к человеку, совсем его не боятся. Чтобы отпугнуть волка, бывает достаточно объезжать территорию, оставляя запах, с собакой это не работает. 

Люди и олени

По-разному складываются и отношения оленей с людьми. Отдельные эксцессы случаются весной. Камнем, а точнее, почвой преткновения становятся посевы, которые парнокопытные норовят вытоптать. С этим связан один, почти детективный, момент. 

— Вот смотрите, — Андрей Григоренко показывает фотографии со следами копыт. — Не видите отличий? Это нормально — большинство людей их не видит. Следы оленя и дикого кабана очень похожи. Их часто путают. Весной было много звонков. Кабаны вытаптывают поля — помогите! Выезжаем, устраиваем ночные засады и через тепловизоры видим, что кабаны ни при чем. По полю стадом ходят олени. Конечно, стараемся делать так, чтобы из леса они не выходили. 

Регулярно олени и лоси гибнут на трассах. Обычно это случается, когда в период гона они перебегают дорогу. С начала года в таких ДТП только в Гомельском районе погибли 23 косули. Стоит ли говорить, насколько опасны эти происшествия для людей? Последний трагический случай произошел недавно в Жлобинском районе. Ночью автомобиль, в котором семья возвращалась с отдыха, врезался в лося. Женщина погибла на месте. Ее муж попал в реанимацию. Не пострадал только ребенок на заднем сиденье… Соблюдать правила и носить фликер животное не научишь. Беда в том, что многие водители игнорируют предупреждающие знаки. 

В вольере животных держат до того, как они обзаведутся потомством и их детеныши станут на ноги. 

Жертвами браконьеров в последние годы местные олени, к счастью, не становились. За такую добычу можно оказаться на скамье подсудимых. Есть, впрочем, и обратная сторона теплого людского отношения. Некоторые, случайно наткнувшись в лесу на косуленка, берут его домой, надеясь приручить экзотического питомца. Главный охотовед рассказывает, почему этого категорически нельзя делать: 

— Во-первых, детеныш привык к запаху матери, к ее соску и молоку, а не к питанию из бутылочки через резиновую соску. Во-вторых, сильный стресс. Проходит несколько дней, малыш ничего не ест, не пьет, начинает умирать. И люди просто не знают, что делать. 

К слову, за подобные действия предусмотрена и ответственность по статье 15.32 КоАП «Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира». Штрафы грозят немалые. Так что во избежание неприятностей с законом в дела дикой природы лучше не вмешиваться.

Сегодня в лесах под Гомелем обитают более 200 оленей. Пока вопрос о разрешении охоты на них даже не рассматривается. Для этого количество должно увеличиться в пять раз. Мероприятия по увеличению популяции благородного оленя проводятся и в других регионах. Одна из поставленных целей — развитие охотничьего туризма, в том числе иностранного. При разумном, планомерном подходе это не только служит источником поступления валюты, но и позволяет поддерживать оптимальный баланс в отечественной фауне. 

prolesk@sb.by

Фото Андрея ФЕОКТИСТОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter