Верни, Я все прощу!

Каждый закоренелый уголовник, как правило, имеет "узкую специализацию".
Каждый закоренелый уголовник, как правило, имеет "узкую специализацию". 38-летний житель поселка Луполово Могилевской области Лукьянов (фамилия изменена, так как следствие еще не закончено) чуть ли не всю сознательную жизнь занимался тем, что угонял и перепродавал автомобили.

На сегодняшний день на счету Лукьянова уже 6 судимостей за угон автотранспорта. А недавно сотрудники управления по Могилевской области Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией задержали его с поличным при попытке сбыть две краденые автомашины.

На момент задержания покупатель рассчитался с Лукьяновым за "Ауди-80" и "Фольксваген-Гольф-2". Вскоре была установлена причастность задержанного к краже третьего автомобиля. Еще в двух преступлениях - "возвратках" - он признался сам. "Возвратка", или криминальный возврат, - это когда автомашина продается за деньги своему же законному владельцу. Машины для "возвратки" преступники часто угоняют у своих же знакомых. А если жертва и угонщик не знакомы между собой, преступник терпеливо дожидается, когда сообщения об угнанном автомобиле появятся в СМИ, и после этого начинает действовать.

Не так давно на местных телеканалах Могилева появилась бегущая строка с просьбой помочь разыскать "Фольксваген-Пассат". Собственно говоря, разыскивались два разных автомобиля одной марки. Лукьянов дождался своего звездного часа...

В последний раз угонщик освободился из мест лишения свободы в сентябре прошлого года. С его слов, до весны кое-как держался, а потом взялся за старое - начал употреблять наркотики и угонять автомобили. Лукьянов давно стал наркоманом "на системе" - когда человек без ежедневной дозы жить не может.

- Как же он при таком недуге справлялся с автомобилями? - спрашиваю у заместителя начальника управления по Могилевской области Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Владимира Леженко.

- Профессионал, - ответил Владимир Александрович и рассказал об особенностях профессии задержанного.

Некоторые угонщики умеют при помощи сканера отключать сигнализацию. Но такое оборудование стоит достаточно дорого. Ничего подобного у наркомана Лукьянова отродясь не водилось. Действовал он по старинке, с помощью "ломаков" - внешне напоминающих оконные ручки приспособлений из прочной стали с закрепленными внутри отмычками. Для каждого вида машин своя отмычка. С помощью "ломака" угонщик открывал двери машин средь бела дня в людных местах - около крупных магазинов областного центра, близ Заднепровского рынка. Потом при помощи этого же "ломака" включал зажигание. Выбирал автомобили без сигнализации.

- Многие люди ведут себя достаточно странно, - считает Владимир Леженко. - Находят по 3 - 4 тысячи долларов на автомобиль, а потом жалеют сотню-другую на то, чтобы установить сигнализацию. Этим часто пользуются угонщики.

Тот же Лукьянов, когда его задержали за аналогичные преступления в 1997 году, разоткровенничался и рассказал сотрудникам милиции совсем курьезный случай о "возвратках". Представители преступного мира, конечно, знали, чем он зарабатывает себе на жизнь, и, когда кто-то обращался к ним с просьбой оказать содействие в поисках машины, подводили потерпевшего к угонщику. Однажды его свели с хозяином угнанной новенькой "девятки", которая стоила тогда около 5 тысяч "зеленых". Машину нашли и вернули владельцу за 3 тысячи. Возвращая, Лукьянов с ухмылочкой посоветовал владельцу машины обзавестись сигнализацией. Прошла неделя, и к Лукьянову опять привели недавнего "терпилу", который не прислушался к совету. "Девятку" угнали во второй раз. Мужчина был чернее тучи: он не мог еще раз заплатить такой большой выкуп. Сошлись на полутора тысячах. А через пять дней история повторилась. К тому времени мужик был весь в долгах, еле наскреб 500 долларов, чтобы в третий раз вернуть свой автомобиль. Правда, после последнего случая поумнел. Наскреб с грехом пополам и на сигнализацию.

"Возвратка" - прием распространенный. Преступники действуют почти открыто. Редко кто из потерпевших решается обратиться в милицию - их заранее предупреждают, что если они это сделают, то никогда не увидят свою машину. К сожалению, угрозы эти не лишены оснований. Процент раскрытия преступлений, связанных с угоном и перепродажей автотранспорта, невелик.

- Сложно вернуть и автомобили, оказавшиеся после угона в России, - там другие законы, - предупреждает Владимир Леженко.

Автомобили угоняют для разных целей. Одни попадают к людям, имеющим разрешение продавать запчасти, бывшие в употреблении. Другие - к тем, кто приобретает ворованные автомобили на запчасти для собственных нужд. Иногда в похищенный автомобиль вваривается панель с номером кузова от другой машины. Случается, что на кузове перебиваются номера под готовые документы. Но все больше владельцев престижных иномарок сталкивается с вышеописанными "возвратками"... Не экономьте на сигнализации!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter