Вернется ли «Красная Шапочка»?

Что мешает открытию в наших городах современных детских кафе? Ситуацию выясняла корреспондент «НГ». В парке очередь не детская В гродненском парке имени Жилибера открылся летний сезон. После реконструкции единственный городской парк, конечно, приобрел эстетический вид. К восторгу детворы обновились аттракционы, для релаксации взрослых установлен «музыкальный фонтан». Распитие пива со скамеек переместилось в оригинальное кафе с соответствующим названием «Бочка». Словом, культура в парк вроде пришла, но суть отдыха как такового не поменялась.

Что мешает открытию в наших городах современных детских кафе? Ситуацию выясняла корреспондент «НГ».

В парке очередь не детская.

В гродненском парке имени Жилибера открылся летний сезон. После реконструкции единственный городской парк, конечно, приобрел эстетический вид. К восторгу детворы обновились аттракционы, для релаксации взрослых установлен «музыкальный фонтан». Распитие пива со скамеек переместилось в оригинальное кафе с соответствующим названием «Бочка». Словом, культура в парк вроде пришла, но суть отдыха как такового не поменялась.

Пока родители толпятся в огромной очереди на аттракционы, дети изнемогают от нетерпения, испытывая на прочность их нервы. Действенный способ успокоить ребенка в такой ситуации — купить сладкую вату, мороженое или попкорн.

Наблюдаю за семьей, которая пришла в парк с девочками-близнецами лет четырех.

— Детям, судя по их поведению, здесь неплохо. А нам с мужем, конечно, не до отдыха, — делится впечатлением мама девочек. — Жаль, конечно, что нет в городе такого места, где можно было бы совместить отдых и маленьких детей, и взрослых.

До детской мечты рукой подать

Людмила Воропай, директор ООО “Детский мир”, увидела воплощение этой мечты в Финляндии, где ей довелось побывать в служебной командировке. Это был детский торгово-развлекательный центр, который занял целое четырехэтажное здание. Здесь создали все условия и продумали все нюансы для того, чтобы семья вернулась домой не только с покупками, но и с яркими впечатлениями от полноценного отдыха. Как человек инициативный и деловой, она решила когда-нибудь создать подобное в Гродно. И вот четыре года назад начала воплощение задуманного. К тому времени “Детский мир” уже приобрел статус коммерческого предприятия.

— Я тогда объехала всю Беларусь в надежде почерпнуть опыт. В итоге поняла, что мы будем первопроходцами в создании подобного центра, — рассказывает Людмила Леонидовна и показывает этот самый “проект мечты”. Для его осуществления понадобилось сделать полную перепланировку старого двухэтажного здания, задействовать цокольный этаж и достроить еще один. На верхнем этаже задумано разместить просторное детское кафе с танцполом и игровой площадкой, на втором — торговый зал, на первом — продовольственный магазин “Лакомка”, цокольный отвести под аттракционы, тренажеры, фото-, изостудии и другие сопутствующие семейному отдыху развлечения.

С энтузиазмом ООО “Детский мир” принялось за реализацию проекта. Облисполком выделил возвратную бюджетную ссуду для создания рабочих мест. Столь масштабную реконструкцию взялось провести ОАО “Строительно-монтажный трест № 30”. Но вот уже четвертый год “Детский мир”, в переустройство которого вложено около 1,5 млрд рублей, пребывает в состоянии ремонта.

— Нас подвели строители, — сетует Людмила Воропай. — В итоге мы только недавно отказались от услуг этой строительной фирмы, которая сорвала все сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Сейчас уже другая фирма собирается устранять недоделки, а еще одна во всю приступила к ремонту. И элементы современного детского торгово-развлекательного центра уже просматриваются. Впечатляет площадь будущего кафе, рассчитанного на 50 мест, которое планируется ввести в следующем году. А завершить реконструкцию всего центра предполагается в 2012 году.

— Конечно, сейчас в финансовом плане мы испытываем трудности. Деньги вложены, а сроки сдачи объекта в эксплуатацию упущены, — не скрывает директор. — Вынуждены сдавать в аренду имеющиеся площади, ищем другие способы пополнения своего бюджета.

А пока в областном центре, к сожалению, нет ни одного детского кафе, которое составило бы альтернативу, к примеру, столичному “Макдоналдсу”.

Как построить бизнес на пирожных?

 Выросли уже те гродненцы, которых родители приводили за вкусным мороженым в “Красную Шапочку”. Убыточное кафе, имеющее статус государственного предприятия общественного питания, держалось из последних сил, пока вовсе не обветшал интерьер и не накопились неподъемные долги. “Красная Шапочка” закрылась, и с тех пор новое кафе так и не пришло ему на смену.

— Ориентироваться нужно именно на развитие комплексного семейного отдыха, практика которого оправдала себя во многих странах. Сегодня в городских кафе развивается такая услуга, как организация детских праздников с участием аниматора, созданием определенного антуража. Что же касается открытия именно детского кафе, доступного любой семье, это действительно проблематично, и не только для нашего города. Причина экономическая. Выход из ситуации отчасти найден в том, что сегодня практически на каждом предприятии общественного питания есть такое понятие как детское меню. Но после завершения проекта “Детского мира” в городе появится и первое современное детское кафе, — говорит начальник управления торговли и общественного питания Гродненского горисполкома Светлана Сиверчукова.

Что ж, гродненцам остается подождать. Но стоит ли рассчитывать на то, что вход в современный детский торгово-развлекательный центр, который вынужден будет окупать затраты, окажется по карману любой семье?

Проблема открытия детских кафе актуальна не для одного города, а для страны в целом. К сожалению, на пирожных сегодня бизнес построить трудно. Предприниматели, не имея налоговых льгот на этот вид коммерческой деятельности или, скажем, снижения финансовой нагрузки по аренде помещения, не спешат открывать такие заведения. А в итоге получается, что страдает культура детского, семейного отдыха в общественных местах. Оправдана ли такая экономия?

“НГ” спросила

А вам нужны детские кафетерии?

Глеб СОТНИКОВ, отец 9-летней Даши, Брест:
— Зачем? Еще одна статья расходов в семейном бюджете? Как-то странно получается: сводить ребенка вкусно покушать, посмотреть развлекательную программу и поиграть с другими детьми обходится только чуть дешевле, чем пойти с женой в ресторан. Мне кажется, государство может как-то поспособствовать тому, чтобы с владельцев детских кафетериев брали меньше налогов.

Алла ВЕДЕНЕЕВА, бывший индивидуальный предприниматель:
— Это хлопотно и невыгодно с точки зрения бизнеса. Во-первых, не успеешь открыться, как тебя замучают проверками всевозможные инстанции. Во-вторых, первоначальной прибыли не хватит даже на то, чтобы заплатить штрафы. В-третьих, не факт, что поток посетителей будет постоянным. К детским кафетериям требования будут намного жестче, чем к обычным забегаловкам. А если готовить то, что готовят в школьных столовых, какой смысл родителям водить детей туда?

Инесса ЛОБОДЕНКО, мама 5-летних тройняшек, Минск:
— Очень даже! На самом деле это большая проблема — куда пойти с моими девчонками пообедать или поужинать, устроить детский праздник. Кроме “Макдоналдса” и еще пары-тройки заведений в столице и податься некуда. Мы с мужем часто бываем за границей, и там детские кафетерии, комнаты отдыха для малышей в гипермаркетах и ресторанах — обычное дело. А у нас, несмотря на пропагандируемую социальную политику, ребятня в большинстве своем понятия не имеет о том, что такое культурный прием пищи в городе. И ведь речь идет не только о совсем маленьких. Подростки 10—13 лет или торчат в подъездах, пробуя на вкус свои первые сигареты и пиво...
Расспрашивала Людмила КОНОПЕЛЬКО, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter