Верлен и лавочники

С 23 апреля в кинотеатрах Минска — политическая биография «Харви Милк» с Шоном Пенном в главной роли («Оскар» за лучшую мужскую роль)

С 23 апреля в кинотеатрах Минска — политическая биография «Харви Милк» с Шоном Пенном в главной роли («Оскар» за лучшую мужскую роль)


В 1978 году Харви Милка, первого в США гея–политика, открыто заявившего о векторе своей сексуальности, застрелили прямо на рабочем месте в мэрии Сан–Франциско (кстати, с мэром заодно, о чем почему–то вспоминают реже). Драма режиссера Гаса Ван Сэнта рассказывает о том, как страховой агент, «цепляющий» кучерявых парней в метрополитене, превратился в политического активиста.


Герой Шона Пенна влюбляется, едет со своей, то есть своим пассией в Сан–Франциско. Там они носят короткие шорты, отращивают бороды, как у Чарльза Мэнсона, мажутся взбитыми сливками и открывают модный среди меньшинств магазинчик «Кастро Камера», возле которого начинает тусоваться целый кагал жеманных мужиков. Благодаря всей этой братии у обывателей пляшет давление, а у полицейских повышается уровень адреналина. Все осложняется, когда Харви, уставший лобызаться на улице с бой–фрэндом, поднимает знамя борьбы за правое гейское дело. Он бреется, покупает хороший костюм, печатает листовки, выкрикивает речевки — и вот уже суровые дядьки хлопают в свои натруженные ладоши на митингах.


Политическая борьба (скорее менеджмент) часто отходит на второй план. Ван Сент филигранно вплетает в повествование документальную хронику — так, что она выглядит не историей, а трогательным сентиментальным воспоминанием. Крупные планы самых разнообразных частей тела сменяются «семейными» сценами. Геи готовят друг другу пироги и обижаются, когда кто–то опаздывает на 15 минут на ужин с работы. Вообще, геи из «Харви Милка» только и делают, что обсуждают свою сексуальность. На легитимацию нетрадиционной ориентации направлена вся деятельность Милка. Кажется, что больше никакой цели в его жизни (по крайней мере, политической) нет. В этом смысле Милк действительно самый честный политик — он ничего не говорил о социальных благах, жизненном уровне и прочем. Он не был радикалом, не требовал изменить этот мир, не призывал к свержению государственного строя, поэтому победил в отдельно взятой избирательной кампании.


Тема не выглядит провокативной или даже смелой. Она легко вмещается в рамки обывательского восприятия демократии, чувствует себя по–мещански уютно в границах современной морали. Это фильм не о Рембо и Верлене, а о лавочнике, который праведен в своем желании торговать бубликами, платить налоги и хочет, чтобы его не били дубинками за то, что он вытворяет в постели. Все это, наверное, очень правильно, но нестерпимо скучно.


Шон Пенн старателен безгранично: он похож на гея куда больше самих геев. Молодец, конечно, но что с того... Герой Джоша Бролина, убийцы Милка, живее и любопытнее. Вообще, кажется, что Бролин для каждого фильма делает пластическую операцию, — настолько сложно его узнать и настолько хорошо и по–разному он играет. Да и персонаж ему еще тот достался: пьющий семьянин, бывший пожарный и скрытый гомосексуалист. Вот чьими глазами было бы интересно посмотреть на все происходящее. А еще лучше глазами политиков, испытывающих отвращение к Милку и иначе как содомитом его не называющих, — действительно оригинальный был бы взгляд. В фильме эти образы, передающие привет из мрачных гомофобских 70–х, демонизированы, а гомосексуалисты представляют собой то ли непорочных гимназисток, то ли мужественных персонажей горьковского романа «Мать».


Поэтому очевидно, что фильм станет невыносимым зрелищем для двух категорий зрителей: ярых гомофобов и тех, у кого есть хоть какое–то подобие вкуса. То есть «Харви Милк» — все–таки кино явно для меньшинств.


5 киноновостей:


1. 23 апреля в минских кинотеатрах покажут вторую часть фантастического боевика «Обитаемый остров» по произведению братьев Стругацких режиссера Федора Бондарчука «Обитаемый остров: Схватка». Пока наивный сверхчеловек Максим Камеррер продолжит сражаться со злом, мы сможем в который раз полюбоваться на старых знакомых: Федора Бондарчука, Гошу Куценко, Сергея Гармаша...


2. В следующем году режиссер Гильермо дель Торо начнет снимать дилогию «Хоббит». Те, кто помнит хотя бы чудищ из «Лабиринта Фавна», будут ждать экранизации доброй сказки с особым нетерпением.


3. Режиссер София Коппола («Девственницы–самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария–Антуанетта») сняла фильм «Где–то там» об актере–алкоголике, «уходящем в завязку» с легкой руки неожиданно объявившейся малолетней дочери.


4. В сиквеле популярного сериала «Секс в большом городе» значительное место будет отведено теме кризиса: Саманта урежет свой бюджет, Кэрри переедет в Лондон и т.д. Финансовые затруднения финансовыми затруднениями, а фильм, скорее всего, выйдет в мае 2010–го.


5. Фрэнсис Форд Коппола отказался везти свой новый фильм «Тетро» в Канны (планировалось, что ленту покажут на внеконкурсном показе). Увидеть ее можно будет летом на кинофестивале в Сиэтле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter