Верховный сам расставил фронты для торжественного марша

ПОСЛЕ подписания 9 мая приказа Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин дал указание Генеральному штабу продумать предложения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией и доложить ему. Через несколько дней предварительные расчеты были закончены: намечен состав участников парада, разработан его ритуал, определена форма одежды, сроки подготовки и порядок размещения людей. Подготовка к параду должна была занять не менее двух месяцев. Когда об этом 24 мая доложили Сталину, он предложение по параду принял, но со сроками не согласился. «Парад провести ровно через месяц», — распорядился Верховный. В этот же день командующим войсками фронтов была направлена директива о подготовке к параду, по которой предполагалось каждому фронту формирование сводного полка в количестве 1059 человек и десяти человек запасных. В его состав должны быть отобраны наиболее отличившиеся в боях, имеющие боевые ордена и... рост не ниже 176 см солдаты и офицеры.

Чем Иосиф Сталин объяснил причину, из-за которой не он принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади?

ПОСЛЕ подписания 9 мая приказа Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин дал указание Генеральному штабу продумать предложения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией и доложить ему. Через несколько дней предварительные расчеты были закончены: намечен состав участников парада, разработан его ритуал, определена форма одежды, сроки подготовки и порядок размещения людей. Подготовка к параду должна была занять не менее двух месяцев. Когда об этом 24 мая доложили Сталину, он предложение по параду принял, но со сроками не согласился. «Парад провести ровно через месяц», — распорядился Верховный. В этот же день командующим войсками фронтов была направлена директива о подготовке к параду, по которой предполагалось каждому фронту формирование сводного полка в количестве 1059 человек и десяти человек запасных. В его состав должны быть отобраны наиболее отличившиеся в боях, имеющие боевые ордена и... рост не ниже 176 см солдаты и офицеры.

ПОМИМО десяти сводных фронтовых полков, к участию в параде были привлечены военные академии и училища, а также войска Московского гарнизона. Сводные полки, согласно директиве, должны были прибыть в Москву для проведения тренировок 10 июня 1945 года.

Более десяти тысяч фронтовиков, будущих участников парада, нужно было принять и разместить в столице. Менее чем за месяц на каждого сшить парадное обмундирование нового образца. Не дожидаясь их прибытия, почти все швейные фабрики Москвы с конца мая переключились на пошив парадной формы.

По указанию Генерального штаба в Москву из Берлина и Дрездена доставили 900 трофейных знамен и штандартов. Специальная комиссия произвела отбор двухсот знамен, которые и были брошены к подножию Мавзолея особой ротой во время парада.

10 июня 1945 года парадные расчеты прибыли в Москву и приступили к занятиям, которые проходили на Центральном аэродроме ВВС Красной Армии им. М. Ф. Фрунзе. Фронтовики не имели хорошей строевой подготовки, поэтому тренировки проходили по шесть часов в день. Помимо строевых занятий, с участниками парада проводилась воспитательная работа, организовывались культпоходы в театры, кино.

ИЗНАЧАЛЬНО планировалось открыть торжественное шествие войск Знаменем Победы. Его должны были пронести герои, водрузившие Знамя над Рейхстагом. Однако Знамени на параде не было. Почему? Как это произошло?

Только 20 июня 1945 года Знамя Победы самолетом из Берлина было доставлено в Москву. Сопровождали его воины, причастные к водружению Знамени над Рейхстагом. Среди них известные всей стране Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Они и должны были пронести Знамя по Красной площади. Как развивались события дальше, вспоминает один из знаменосцев Герой Советского Союза Степан Неустроев: «22 июня мы прибыли на генеральную репетицию, которая проводилась утром на аэродроме. Нам объяснили, что мы пойдем первыми, за нами — сводные полки фронтов. Никто из нас не только не участвовал в парадах, но даже никогда не занимался строевой подготовкой. Заиграл оркестр, и мы пошли, совершенно не чувствуя музыки. Стараясь показать свою удаль, далеко оторвались от сводного полка Карельского фронта. Остановились. К нам подъехал на «Виллисе» полковник, забрал Знамя и сказал, что его не будет на параде».

Это ли послужило причиной отсутствия Знамени Победы на параде или что-то еще способствовало этому, во всяком случае, военные историки точного ответа не дали.

...В 9 часов 45 минут на трибуну Мавзолея поднялись члены Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с Иосифом Сталиным. Командующий парадом Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский на вороном коне занял место для движения навстречу принимающему парад Маршалу Георгию Жукову. Ровно в десять часов утра на белом коне Жуков выехал на Красную площадь.

Парад начался.

В ходе подготовки все думали, что принимать парад по праву будет Верховный Главнокомандующий, но этого не случилось. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» рассказывает: «18 или 19 июня меня пригласил к себе на дачу Верховный. Он спросил, не разучился ли я ездить на коне?

— Нет, не разучился.

— Вот что, вам придется принимать Парад Победы. Командовать парадом будет Рокоссовский... Я уже стар принимать парады. Принимайте вы, вы помоложе».

Не выступал Сталин и с трибуны Мавзолея. По поручению правительства с кратким приветствием и поздравлениями с Великой Победой выступил все тот же Жуков.

И еще одна интересная деталь. Когда в Генеральном штабе шла подготовка плана проведения парада, встал вопрос, в какой очередности пойдут по площади сводные полки фронтов. Большинство склонялось к мнению, что открывать парад должен фронт, внесший наибольший вклад в Победу. Руководство Генштаба вынуждено было обратиться к Сталину. Верховный Главнокомандующий, как всегда, был краток: «Как стояли, так и пойдут». Так было и принято. Первым прошел самый северный — Карельский фронт, последним самый южный — 3-й Украинский.

СКОЛЬКО же белорусов приняло участие в Параде Победы? Кто заслужил такой чести пройти торжественным маршем по Красной площади 24 июня 1945 года?

К сожалению, точных данных в республике не имеется. Кандидат исторических наук Борис Долготович в изданной им книге «От парада надежды — к Параду Победы» приводит краткие сведения на 330 человек, граждан Республики Беларусь, из которых 78 — уроженцы России и других бывших союзных республик. Это не полные данные, так как книга подготовлена на основании только имеющихся документов в Белгосмузее истории Великой Отечественной войны, а также собранных в ходе встреч и переписки автора с непосредственными участниками парада. Кроме того, использованы материалы периодической печати и районных книг «Память». В российских военных архивах, где хранятся документы по истории Великой Отечественной войны, никто из белорусских историков по этой теме не работал.

И тем не менее в канун 67-й годовщины Великой Победы необходимо назвать имена нескольких героев. В сводном полку Карельского фронта чеканил шаг сержант Андрей Иванович Рудавский. Родился он в 1913 году в деревне Куритичи Петриковского района Гомельской области. Служил водителем установки БМ-13 в составе 44-го минометного полка на Северном Кавказе, в Карелии. Закончил войну в Северной Норвегии. После демобилизации работал шофером. Награжден орденом Славы 3-й степени, медалями.

В свое время мне удалось записать воспоминания одного из участников парада, уроженца деревни Лешница Пуховичского района Минской области Николая Сергеевича Асташонка, прошедшего огненными дорогами войны с 1941 по 1945 год. Старшему сержанту 84-й гвардейской стрелковой дивизии выпала честь участвовать в параде в составе 3-го Белорусского фронта. Ветеран вспоминал: «Нас ждал специальный поезд. И тут мы были поражены — каждому отдельная полка, настоящий матрац, свежие простыни. До чего же мы отвыкли от такого комфорта. Ведь все годы войны в лучшем случае были жесткие нары, голые доски да шинели. А тут ужин на тарелках. Мы и забыли о них, привыкли к своим котелкам». На всю жизнь сохранил Николай Асташонок память об этом всенародном празднике.

В сводном полку 2-го Белорусского фронта достойное место занимал командир батареи 143-й армейской пушечной артиллерийской бригады Дмитрий Харитонович Давыденко, уроженец деревни Мошково Дрибинского района Могилевской области. Участник боев под Москвой. Войну закончил на реке Эльбе, где встретился с американскими войсками. За личное мужество награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского. В послевоенные годы Дмитрий Давыденко работал в Кричеве, затем в Климовичах. Десять лет возглавлял совхоз-техникум.

Доронин Иван Емельянович. Родился в 1921 году в деревне Леоньково Толочинского района Витебской области. Войну встретил под Киевом, с боями вышел из окружения. В составе 16-й отдельной инженерной бригады прошел путь от Сталинграда до Берлина. На Параде Победы в звании сержанта шагал в сводном полку 1-го Белорусского фронта. 9 мая 1995 года в честь 50-летия Победы Иван Доронин вновь был в Москве среди участников парада. Умер ветеран 15 января 1998 года.

В шеренгах сводного полка 3-го Украинского фронта шагал летчик-истребитель, уроженец деревни Колодница Червенского района Минской области Иван Николаевич Клишанец. За боевые заслуги награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями и югославским орденом. После ухода в запас в 1962 году работал в Москве в сфере оборонной промышленности.

По имеющимся данным пять уроженцев Беларуси принимали участие в Параде Победы в составе Сводного полка Военно-Морского Флота. Один из них — Феофан Дмитриевич Шаройко, уроженец деревни Мало-Шишковка Краснопольского района Могилевской области. В годы войны участвовал в обороне Моонзундских островов, в минировании Рижского и Финского заливов, в прорыве кораблей из Таллина в Кронштадт. Участник обороны Ленинграда. Награжден орденами Красного Знамени, Нахимова 3-й степени, Красной Звезды, медалями. На параде — капитан 2-го ранга, заместитель по политчасти сводного полка ВМФ.

На Парад Победы было приглашено много гостей. Известно, что на гостевых трибунах присутствовал один из организаторов и руководителей партизанского движения в Беларуси Герой Советского Союза Василий Козлов и заместитель председателя Совета Народных Комиссаров БССР Иван Крупеня.

ПАРАД длился два часа под проливным дождем, но тысячи людей, переполнивших Красную площадь, казалось, не замечали этого. На следующий день, 25 июня 1945 года, в Большом Кремлевском Дворце состоялся прием в честь участников Парада Победы, на котором присутствовало более 2,5 тысячи человек.

Таким вошел в историю Парад Победы.

Геннадий БАРКУН, историк

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter