Верхом на “Гепарде”, или Как “жирная” рыба соблазняет белорусских рыбаков.

Недалеко от пункта пропуска “Комарин” два подвыпивших друга поспорили, кто быстрее сбегает через границу в соседнюю Украину и обратно. Противозаконные соревнования длились недолго. Пыл расхорохорившихся мужчин быстро остудили пограничники. Правда, не совсем обычные. Ловили бегунов сотрудники Лоевского отдела береговой охраны — единственного в стране. “Наземные” задержания здесь редкость. Нарушители пограничного режима облюбовали Днепр, по которому в этих краях и проходит государственная граница. Что ищут нелегалы в соседней стране, узнавал корреспондент “НГ”.

Недалеко от пункта пропуска “Комарин” два подвыпивших друга поспорили, кто быстрее сбегает через границу в соседнюю Украину и обратно. Противозаконные соревнования длились недолго. Пыл расхорохорившихся мужчин быстро остудили пограничники. Правда, не совсем обычные. Ловили бегунов сотрудники Лоевского отдела береговой охраны — единственного в стране. “Наземные” задержания здесь редкость. Нарушители пограничного режима облюбовали Днепр, по которому в этих краях и проходит государственная граница. Что ищут нелегалы в соседней стране, узнавал корреспондент “НГ”.

Ловись, рыбка!

Протяженность водной границы Беларуси с Украиной составляет около 150 километров. Внушительная цифра, если учесть, что расстояние замеряется по прямой. Но пограничник должен обследовать все заводи и затоки.
— Я работаю здесь более трех лет, — говорит начальник Лоевского отдела береговой охраны Дмитрий Уклейко. — Когда знакомился с территорией, мне четырех дней не хватило. А чтобы досконально ее изучить, нужно не один год работать в отделе. Сейчас здесь затишье. Работы прибавится весной и летом. Вот тогда нарушители сплошь и рядом. Но и сейчас не все спокойно.
В прошлом году было выдано 18 тысяч пропусков на ловлю рыбы в пограничной зоне. А уже в начале этого года пограничники задержали только за один день 17 рыбаков, которые перешли ловить рыбу на украинскую территорию. Все говорили одно и то же: “Здесь рыба жирнее”. Естественно, этот аргумент не стал доказательством невиновности нарушителей. Все любители рыбалки были привлечены к административной ответственности и лишились самого сокровенного — разрешения на лов рыбы в приграничной зоне.
Может, рыбаки и пересекли границу совершенно случайно. Но есть среди них и матерые браконьеры. Те и на украинскую территорию плывут преднамеренно, и улов у них явно превышает допустимую норму. В конце прошлого года пограничники совместно с районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды задержали нарушителей. Насчитали у них 500 особей рыбы. Щука, плотва... “Рыбаки” долго отнекивались. Мол, невиноваты. Только доказательств обратного было более чем достаточно. Сейчас по этому делу проходит судебное разбирательство. Браконьерам грозят солидные штрафы.
“Грешны” и работники местного СПК. Недавно пограничники задержали рыбаков, занимающихся промышленным отловом рыбы. Они заплыли на территорию Украины и срубили там несколько деревьев. Итог оказался плачевным. Нарушители лишились пропусков, выданных для промысла в пограничной зоне. Теперь, заплатив штраф, они еще и лишатся работы.

Берег левый, берег правый

— А как узнать, на чьей территории ты находишься? — интересуюсь я у Дмитрия Николаевича. — Ведь обозначения везде не поставишь.
— Летом на Днепре плавают буи, по ним и проходит граница, — объясняет капитан 3-го ранга. — Зимой, когда вода замерзает, конечно, сложнее. Но люди, которые ловят здесь рыбу, знают, где заканчивается белорусская территория и начинается украинская. Вот посмотрите.
Дмитрий Уклейко указывает на противоположный берег. Здесь начинается соседнее государство. А вот немного ближе расположился большой остров. Это белорусская территория. Правда, есть и спорные места. Попадаешь на остров и не знаешь, в какой стране находишься. Но во избежание недоразумений пограничники пришли к договоренности.
— Если белоруса на острове заметят украинцы, его отправят восвояси, — рассказывают сотрудники Лоевского отдела береговой охраны. — Мы сделаем то же самое.

“Шумная” подушка

Рыбаки — далеко не единственные нарушители пограничного законодательства. В 2007 году в Лоевском районе был перекрыт канал, по которому нелегалы попадали из Украины в Беларусь, а оттуда в страны ЕС.
— Преступники, которые наладили канал, были осуждены на три года, — говорит Дмитрий Уклейко. — В этом году они вышли на свободу. Не исключено, что возьмутся за старое. Таких людей перевоспитать сложно.
Действительно, в этом году пограничники уже задержали четверых вьетнамцев, которые перешли по льду Днепр. Вместе с ними попались и организаторы переправы — белорус и украинец. Сотрудники Лоевского отдела береговой охраны не исключают, что заново заработал старый канал переправы нелегалов. Хотя вполне возможно, что его наладили совсем другие люди.
— А как зимой за рекой следят? — спрашиваю. — Катер ведь по льду не пройдет...
— Когда на реке лед, наши сотрудники по Днепру на “Гепардах” с воздушными подушками ходят, — объясняет Дмитрий Николаевич. — Они очень быстрые. На замерзшей реке разгоняются до 100 километров в час. По воде — до 70. Одна проблема: очень шумные эти катера.
Действительно, сидя в кабине, пытаюсь перекричать рев турбины, благодаря которой катер и двигается. Правда, воздушная подушка делает мое недолгое “плавание” по льду мягким, даже когда “Гепард” попадает на ухабы.
— Наверное, часто подушку менять приходится. Материал-то изнашивается...
— Материал прослужит десятки лет, — переубеждает водитель катера. — А если в каком месте и порвется, то подлатаем.
“Гепарда” злоумышленник услышит за несколько километров. А вот катера “Шквал”, на которых пограничники выходят на Днепр в навигацию, почти бесшумные. На таком можно подплыть к рыбаку почти вплотную, а он ничего не услышит. Всего у лоевских пограничников с десяток катеров.
Помогают пограничникам и простые лоевчане. Опытные рыбаки предупреждают сотрудников отряда водной охраны о противозаконных действиях. И даже предоставляют свои лодки пешим пограничным нарядам.
60 километров участка Лоевского отдела береговой охраны проходит по территории зоны отчуждения. Сами пограничники ходят туда в рейды нечасто. В основном для работы в зоне радиационного загрязнения привлекаются добровольные дружины из числа работников Полесского государственного экологического заповедника.
— Гонок с преследованием на реке я не припомню, — говорит Дмитрий Уклейко. — До того как задержать злоумышленника, пограничник знает подробную информацию о его местонахождении и сделает так, чтобы появление стражей границы было для нарушителя неожиданным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter