Вера — это труд

21 марта многоуважаемому Митрополиту Филарету исполняется 70 лет
21 марта многоуважаемому Митрополиту Филарету исполняется 70 лет

Огромная роль главы БПЦ в становлении и развитии Православной церкви в стране, его плодотворное участие в укреплении духовной основы современной жизни широко известны. Мы же попросили Владыку ответить на вопросы, с нашей точки зрения, несколько приоткрывающие завесу его личных взглядов и принципов, сформировавшихся за десятилетия жизненного пути, насыщенного большими и важными событиями, ответственной деятельностью. Безусловно, пастырь никогда не снимает с себя груз возложенной на него нелегкой миссии. Каждая его минута подчинена служению Богу и тем, кого он осеняет крестным знамением, напутствует и благословляет. Однако, думается, ответы на такие вопросы не менее важны для понимания человека, чья деятельность теснейшим образом переплетена с думами, чаяниями и надеждами тысяч и тысяч людей и неизменно вызывает большой интерес всего общества.

— Многоуважаемый Владыка, есть ли у Вас какой–либо особый жизненный девиз?

— Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

— Считаете ли Вы справедливым изречение: «Что ни делается, все к лучшему»?

— Не считаю. Обратить всё — в том числе войны и болезни, бедствия и страдания — к лучшему возможно лишь Господу Богу. Но Господь Сам принял на себя ограничение, через которое Он не переступает никогда: свобода выбора всегда остается за человеком, и если человек не желает доверять Богу, не стремится прибегнуть к Его помощи, не готов к ней, не умеет видеть ее и не способен, образно говоря, открыть перед Богом дверь в свою жизнь, тогда такой человек едва ли может надеяться на справедливость приведенного Вами высказывания. Кроме того, люди по–разному понимают, что для них может оказаться лучшим, а что худшим. Потому что человек смотрит на себя и на свою жизнь из своего же времени, а Господи видит его в вечности.

— Как Вы думаете, почему люди так надеются на чудо?

— На чудо надеются те, кому недостает веры. Вера — это труд, порою столь тяжкий, что называется подвигом. В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Самое большое чудо, которое всегда перед глазами человека, но которое нужно уметь различить в суете мира, — это личная встреча с Богом. Это воистину чудо из чудес, которое способно преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого. А чудеса из области сказок суть не более чем грезы: они так же отличаются от чудес веры, как детская игра в куклы от настоящей семейной жизни.

— Как оцениваете события XX века?

— В зависимости от их последствий, разумеется.

— Самая, по–Вашему, замечательная историческая личность?

— Господь и Бог наш Иисус Христос — Сын Божий, Сын Человеческий, рожденный, не сотворенный, единосущный Отцу.

— А историческая личность, вызывающая у Вас наибольшее отвращение?

— Отвращение к людям — это не христианское качество.

— Распространено мнение, что зло — явление на земле, можно сказать, историческое. Приобретает ли в новейшие времена проблема зла какие–либо отличительные черты?

— История зла на земле началась с грехопадения человека, который был создан совершенным. Источник зла, как и его суть, остаются прежними, переменчивы лишь внешние формы выражения. Завершение истории зла также связано с человеком: помните известное высказывание Федора Михайловича Достоевского о том, что Бог и диавол борются, а поле битвы — сердце человека? В новейшие времена зло прибегает к новейшему камуфляжу, но сама битва происходит, как и сто, и тысячу, и несколько тысяч лет назад. В том, что зло будет повержено, сомнений нет, потому что образ этой победы явил Христос Спаситель Своим тридневным Воскресением. Именно это мы имеем в виду, когда произносим пасхальное приветствие: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

— По Вашему мнению, должно ли добро иметь кулаки?

— Когда Иисус Христос дважды изгонял торговцев и меновщиков из Иерусалимского храма, Он делал это при помощи бича из веревок. Спаситель держал бич в кулаке.

— Сегодня в обществе присутствуют самые различные страхи и фобии. Но у верующих христиан может быть только один страх — страх Божий. Что происходит с людьми?

— Страх Божий не имеет к фобии ни малейшего отношения, эти понятия нужно различать. Страх Божий — это страх за себя; страх, что это я могу отпасть от Творца, что я могу оттолкнуть Его спасающую десницу, что я могу огорчить своего Спасителя. Когда я люблю Бога, то боюсь Его потерять. Вот что такое страх Божий, в котором нет ни ужаса, ни фобии. А когда страха Божия в душе человека нет, тогда его место занимают именно эти последние.

— Что Вы больше всего цените в человеке?

— Способность воспитывать в себе христианские добродетели и жить в соответствии со своей верой. Честность, верность, преданность.

— Какую человеческую слабость склонны скорее всего извинить?

— Стараюсь не судить человека за его слабости. Если же говорить об этом в более широком смысле, то нет греха более или менее предпочтительного по сравнению с другим. Грехи, как и «запущенные» слабости, способны мутировать в худшую сторону и перетекать от меньшего к большему.

— Скажите, грешно ли искать лучшей жизни и что такое, по–Вашему, радость бытия?

— Что такое «лучшая жизнь», каждый понимает по–своему. Стремление сделать жизнь удобнее в бытовом смысле, наверное, неотъемлемо от человеческой природы. Но спекуляции понятием «лучшая жизнь» в ходе человеческой истории нередко приводили к неисчислимым бедствиям и трагедиям. Ведь тогда стремление к лучшему одни пытаются реализовать не ценою собственных усилий, талантов и способностей, но за счет других людей. Такие поиски лучшей жизни, конечно, греховны.

А радость бытия, мне кажется, чаще всего заключается в очень простых вещах: например, в хорошем самочувствии; в том, что живы твои родные и близкие и что у них есть свои домашние очаги; когда вечером старики и дети могут выходить на улицу без опаски; когда, наконец, тебя не волнует крепость замка на двери твоего дома.

— Многие задаются вопросом: должен ли человек постоянно помнить о смерти?

— Древняя христианская мудрость гласит: «Помни день смертный и вовеки не согрешишь».

— Интеллигентность: что это такое в Вашем толковании?

— Умение понимать другого человека, умение прощать ближнего, умение ценить труд других людей. Интеллигентность, на мой взгляд, неотделима от деликатности в суждениях и от уважения к тому, с кем ты можешь быть не согласен. Это способность жалеть богатого и соболезновать бедному. Часто интеллигентность путают с интеллектуальностью: вполне совместимые, но автономные понятия.

— Какие книги, по–Вашему, надо прочесть всем?

— Те, которые составляют Книгу книг — Библию.

— Как Вы считаете, всегда ли человек обязан говорить всё, что думает?

— Нет ничего, что было бы быстрее человеческой мысли. Поэтому никто не в состоянии «говорить всё, что думает».

— Если не секрет, от кого или от чего Вы устаете больше всего?

— От суеты и от праздных людей, о которых еще апостол Павел сказал, что они «бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1 Тим. 5:13).

— Владыка, что, по–Вашему, лень, а что — душевный покой?

— Лень, по словарю, — это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью. А душевный покой — результат напряженного духовного труда, направленного на воспитание чувств и на борьбу со страстями. Таким образом, лень и душевный покой являются абсолютными противоположностями.

— По какому поводу можете быть недовольны собой?

— Ответ на этот вопрос относится к области исповеди как церковного Таинства.

— Что чувствуете в обществе молодых людей?

— То, что нахожусь в обществе молодых людей.

— Есть ли у Вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Наверное, вследствие высокой занятости мои любимые занятия оказываются тесно вплетенными в основную деятельность, так что мне и самому непросто их разграничить.

— Можно ли узнать, как проводите свой отпуск?

— Люди моего возраста, как правило, связывают отпуск с решением проблем здоровья.

— Часто ли пишете письма?

— Да, моя переписка имеет весьма внушительный объем.

— К какой цели или мечте, пока не реализованной, Вы идете?

— Позвольте ответить на этот вопрос словами апостола Павла: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:23).

Редакция газеты «Советская Белоруссия» поздравляет многоуважаемого Владыку Филарета с 70–летием. Желаем Его Высокопреосвященству крепкого здоровья, сил и неиссякаемой энергии для продолжения благородной деятельности на пользу православных верующих и процветания всей Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter