Какие трассы называют «черными» и как ГАИ относятся к самодельным мемориалам возле дороги

Венки на обочине

Как в ГАИ относятся к самодельным мемориалам возле дороги?
Моя дорога на малую родину начинается с трассы Могилев—Витебск. И первое, за что цепляется взгляд сразу после выезда за город, — маленькая оградка с увешанным венками крестом. Похожие знаки в память о погибших в авариях нынче не редкость. Причем даже в городской черте. Одних такие погосты при дорогах раздражают, других удивляют, третьих наводят на черные мысли. 



Начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Евгений Жилинский к венкам и крестам у трасс относится философски. Это, считает, как предупреждение водителям, что надо быть внимательней и осторожней. Глядишь, и лихач скорость сбросит, а таковые, увы, не переводятся. Дорожно-транспортных происшествий по сравнению с прошлым годом на Могилевщине стало меньше, но подобные «показатели» все же не могут не тревожить. Ведь даже одна человеческая жизнь — страшная потеря. А в области только в минувшем году в ДТП погибли девяносто человек, с начала нынешнего — семнадцать. Аварии по-прежнему забирают людей не меньше, чем самые тяжелые из болезней, причем людей далеко не старых. 

Некоторые трассы в области вообще называют «черными». По статистике, аварии на шоссе Могилев—Чаусы, под Бобруйском или в Быховском районе происходят довольно часто, что подтверждают те же венки на обочинах. Самодельные мемориалы нередко отвлекают от самой дороги, утверждают водители. Не смотреть на скорбные кресты как-то не получается, а при нынешней интенсивности автопотока это, между прочим, дополнительный риск. 

Дорожников появляющиеся тут и там памятники тоже не очень-то радуют. Порой они мешают ремонту, уборке трассы или просто нарушают общую картину благоустройства. А сносить их то ли из суеверных соображений, то ли из человеческого сочувствия  не спешат. Понять психологию того, кто отметил подобным образом место гибели близкого человека, признал главный инженер «Могилевавтодора» Борис Иванов, сложно. Ведь если горе случилось дома, мы же не устанавливаем монумент у кровати или, скажем, в саду?

Вот думаю: почему мы выставляем символ скорби на всеобщее обозрение? Чтобы пережить острую боль от потери родного человека, что-то сделать для него, пояснила психолог Ирина Барановская. Хотя других водителей и пассажиров это наверняка тревожит. Наблюдательные люди приметили: памятники у дороги стали появляться в восьмидесятых, когда мы начали лучше жить и пересаживаться на личные авто. Кто-то ограничивается венком, кто-то устанавливает почти монумент с табличкой, указывающей годы жизни, а то и закрепляет фото погибшего. Родственники приезжают, ставят лампадки, меняют цветы. Но...  до поры до времени. Потом памятники приходят в упадок, зарастают травой и впечатление оставляют еще более удручающее. И уже непонятно, то ли речь идет о памяти погибших, то ли о проблеме для живых.

В России многие регионы объявили такому траурному обычаю бой и призвали отодвинуть придорожные мемориалы хотя бы на пятиметровое расстояние от трассы.  Не исключено, что их признают вне закона во всей стране. Во всяком случае, такая инициатива есть. В интернет-сообществах тема придорожных памятников также одна из самых обсуждаемых. Те, кто высказывается «за», в качестве аргумента приводят автотрассы другой близлежащей страны — Польши. Мол, уж там крестов ну очень много. Католики, в свою очередь, уточнили: подобные обереги ставят на перекрестках как защиту от нечисти, которая будто бы в таких точках собирается. 

А православные, говорят историки, в старину кресты воздвигали там, где хоронили погибших в пути ямщиков. Отсюда, получается, и пошел обычай? Служитель могилевской Трехсвятительской церкви отец Роман заверил: в церковных канонах таких традиций нет. Да, кресты на перекрестках дорог, при въезде-выезде из городов или поселков ставят. Но у них совсем другое психологическое наполнение — это символ веры, надежды, победы. Что касается личных мемориалов у трасс, то церковь их не запрещает, однако и не поощряет. К тому же напоминает: двух могил быть не может.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter