Об участии белорусского проекта «Архив свидетеля войны» в Венецианском биеннале

Венецианские страсти

Об участии нашего проекта в Венецианском биеннале
В начале мая открылся 56–й Венецианский биеннале. Беларусь на престижном форуме представляет проект «Архив свидетеля войны», над которым работали Алексей Шинкаренко и Ольга Рыбчинская. Слухи ходят самые разные и противоречивые. Те, кто работал над экспозицией, ее защищают, другие, как у нас водится, ругают. Сразу оговорюсь: своими глазами наш павильон не видел, в Венеции не был. Представляю вниманию читателей два мнения: комиссара павильона Натальи Шарангович и известного художника Руслана Вашкевича, оба были участниками недавних событий. А вы уж сами думайте, восторгаться или негодовать.


Вход на белорусскую экспозицию.

Наталья Шарангович, комиссар национального павильона, директор Центра современных искусств:

— Венецианский биеннале — единственный форум современного искусства, где страна может открыть свой национальный павильон, выбрать и презентовать национальных кураторов и художников. Поэтому Венеция для нас так значима. Это наше самостоятельное высказывание в искусстве, которое увидят известные в мире галеристы, кураторы, журналисты и просто обычные посетители.

Раз в два года у каждой страны возникает один и тот же вопрос: какой проект должен ее представлять? Каким путем пойти в этой ситуации? Опыт у нас не очень большой, полноценно в биеннале мы участвуем с 2011 года.

Только после официального подтверждения нашего участия дирекцией биеннале в конце прошлого года встал вопрос выбора проекта. У нас есть и амбициозные художники, и опытные кураторы, занимающиеся современным искусством. Конкурс, который провело Министерство культуры, дал шанс всем. Возрастные ограничения отсутствовали, а проекты зашифрованы. Споров было много, но лидировало, по мнению жюри, два проекта. Первый — «Архив свидетеля войны» Алексея Шинкаренко и Ольги Рыбчинской, а второй — «Киносеанс» Константина Селиханова. В итоге первый победивший проект интегрировал в себя инсталляцию Селиханова.

Участие в биеннале было поддержано государством в лице Министерства культуры и спонсором ООО «Мобильные ТелеСистемы». К сожалению, кроме них, в этом году мы не смогли подключить всех тех меценатов, которые обычно нам помогали. И тем не менее все–таки удалось в этом году привлечь к национальному павильону внимание жюри и публики.

Проект «Архив свидетеля войны» — специфический, предполагает обращение к архивной фотографии, рассказывает о событиях Первой и Второй мировых войн. Выставка уже была опробована, проходила в Музее современного искусства и заинтересовала посетителей возможностью интерактивного общения с куратором, который все время находился в экспозиции. Зрителя вовлекают, объясняют, задают вопросы, фиксируют его эмоции и так далее. И разговор начинает идти о двух войнах, о семье, о дедах–прадедах...


Именно такой вариант интерактивного представления проекта открылся и работает сейчас в Венеции в нашем национальном павильоне. Живое общение со зрителями заставляет посетителей надолго задерживаться в экспозиции, листать фотографии, оставлять личные воспоминания о событиях прошедших войн, заполнять «паспорт участника», специально разработанный для данного проекта. В таком варианте презентации в Венеции мы были единственными. И в павильоне у нас всегда многолюдно, в день приходит не менее 100 человек, не всегда удается механически закрыть двери в положенные по регламенту 18.00. Заинтересовал проект и международное жюри.

Белорусский павильон выходит прямо на набережную Венеции, расположен между двумя основными площадками биеннале — Арсеналом и садами Джардини. В витринных окнах сделана яркая реклама, заметная даже с речного трамвайчика, регулярно курсирующего мимо. Работает кондиционер, есть бесплатный вай–фай.

Проект все время находится в развитии. Следующим этапом его презентации станет переход от живого общения к компьютерной программе, инсталлированной в планшеты. Посетитель самостоятельно будет регистрироваться, входить в интернет–пространство, изучать архивные фотографии, отвечать на вопросы и в результате получать распечатку своих действий в виде абстрактного рисунка. Архив усложнится, перейдет из плоскости памяти в плоскость искусства. В отдельном затемненном помещении будет смонтирована видеоинсталляция Константина Селиханова «Лес».

Так что, как бы ни было сложно, на предварительных этапах реализации проекта в целом у нас все получилось.

Руслан Вашкевич, художник:

— На сегодняшний момент все выглядит так, как будто открытие выставки в Венеции (о которой так много говорили в художественном сообществе) опять застигло нас врасплох.

На фоне грандиозного праздника современного искусства наш павильон выглядит маленьким похоронным оркестриком. Вместо слаженной командной работы комиссара, кураторов, арт–менеджеров (пусть и в сложных обстоятельствах) — растерянность, паника и, как следствие, полный провал. И если для многих это всего лишь очередное событие, то автора проекта Алексея Шинкаренко, который сделал много для того, чтобы павильон состоялся, по–настоящему очень жаль. В этой сложной ситуации Алексей, кстати сказать, первый заявил о серьезных ошибках в ходе подготовки и реализации выставки. Ведь национальный павильон — это не личное дело каждого, не настольная игра под скатертью на домашней кухне. Это презентация страны на открытой публичной площадке, на которой вдруг становится за державу обидно.

Результат был во многом предсказуем уже на этапе подачи заявок в кураторском конкурсе. На детальную разработку национального проекта (концепция, смета, логистика, спонсоры) нашим художникам давалось всего три недели. Послушайте, это несерьезно! Но даже в таких условиях было подано около 40 заявок. Дальше — хуже. Экспертный совет отсутствовал вовсе. Список жюри остался закрытой информацией для художественного сообщества. У меня к таким «тайным вечерям» доверия нет никакого изначально. Результаты голосования жюри почти месяц оставались секретной информацией для конкурсантов и, насколько я знаю, перетасовывались неоднократно.

Спасти этот фарс могло только чудо, но чуда не произошло: к официальному открытию биеннале в Венеции белорусский проект оказался неподготовлен совершенно, наши художественные проекты в национальном павильоне гостям выставки показывали на мониторе компьютера перепуганные кураторы. Это выглядело жалко и нелепо. На мой взгляд, период подготовки к международной выставке прошел бездарно. Почему не было организовано открытое обсуждение всех конкурсных проектов? Самообразовательная польза от таких обсуждений несомненная для всех, особенно для молодых авторов. Также это время можно было разумно использовать для привлечения инвесторов на поле современного искусства, прекрасный повод налаживания коммуникации между художниками и бизнесменами.

К сведению

Международная выставка современного искусства в Венеции в этом году отмечает свое 120–летие. Нынешний биеннале официально числится 56–м, хотя срок жизни его вдвое больше. Основная тема мероприятия в этом году определена как «Все будущее мира» (All the World’s Futures), а куратор Оквуи Енвезор попросил национальные павильоны высказаться на тему «эпохи беспокойства». На семь месяцев весь город превратился в площадку современного искусства, выставочным пространством стали даже фирменные каналы Венеции.

Не все знают, что, несмотря на то что биеннале проходит раз в два года, ежегодный Венецианский кинофестиваль — тоже часть биеннале и такими же «львами» награждаются победители всех других его фестивалей.


Главный приз за лучший национальный павильон уже получил павильон Армении.  Называется он Armenity. Англизированное слово – производное от французского Armenite - понятия, обозначающего детей и внуков людей, переживших геноцид. Их разбросало, разнесло по миру. Но все они сохранили свою причастность к армянскому языку, истории, культуре и традициям. Примечательно, что национальный павильон Армении разместился на Армянском острове Святого Лазаря или, как называют его венецианцы, Сан-Ладзаро дельи Армени.


Обладателем «Золотого льва» как лучший художник 56–го Венецианского биеннале стала Эдриан Пайпер. Сейчас 66–летняя художница и философ проживает в Берлине и специализируется на концептуальном искусстве. В своем творчестве она поднимает проблему ксенофобии, расизма, сексизма.

Почетное упоминание получил национальный павильон США, представивший выставку Джоан Джонас, проиллюстрировавшей видеоработами, рисунками и объектами тексты исландского писателя, нобелевского лауреата Халлдора Лакснесса. Также специального упоминания удостоились скончавшийся в 2014 году немецкий режиссер и сценарист Харун Фароки, сирийско–палестинский коллектив Abounaddara и работающий во Франции алжирский художник Массинисса Сельмани.

Как всегда с нетерпением ждали павильона Германии, так как это единственная страна, три раза получавшая «Золотого льва» за национальный павильон. В немецком павильоне, расположившиеся в садах Джардини в венецианском районе Кастелло, пять художников поднимают такие актуальные вопросы, как безработица, проблемы беженцев и т.д.





Создание российского «Зеленого павильона», за который отвечала концептуалистка Ирина Нахова, было связано с конфликтом. Городские власти Венеции не разрешили обратно перекрашивать в зеленый цвет ныне желтое здание русского павильона, выстроенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Из–за этого вокруг павильона России возвели фальшстены.


Марциа Мильора создала для итальянского павильона инсталляцию с бананами. Марциа реализует себя в самых разных областях — в сфере фотографии, видео, звука, перформансов, инсталляций, графики.

Великобританию представляют произведения участницы движения «Молодых британских художников» Сары Лукас.

В греческий павильон переехал на время биеннале магазин кожи и шкур диких зверей Марии Пападимитриу.

Звуковая инсталляция художницы Камиль Нормент представляет на биеннале Норвегию. В основе работы — почти забытый музыкальный инструмент стеклянная гармоника, популярный в Европе еще в XVIII веке.

Художница из Швейцарии Памела Розенкранц подготовила в национальном павильоне проект с говорящим названием Our Product. По пути к швейцарскому павильону зрителю приходится пробираться через непривлекательный двор, заваленный старыми ветками и мусором. После этого он оказывается на берегу некоего озера. Его выполненный из синтетической пленки резервуар заполнен жидкостью телесного цвета.

Францию представляют аудиовизуальные инсталляции проекта revolutions («Революции») Селеста Бурсье–Мужено.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 94 (24724). Четверг, 21 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter