Венецианская комиссия: выводы сделаны

Евроэксперты вынесли заключение по белорусским поправкам в Избирательный кодекс

БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская комиссия 4 июня распространили документ, который сразу же вызвал большой интерес в ЕС и породил немало слухов и разговоров в нашей стране. Это заключение европейских экспертов по внесенным в Избирательный кодекс Беларуси изменениям.

Заключение европейских экспертов были переданы в нашу страну недавно. Прокомментировать их выводы «Р» попросила председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидию ЕРМОШИНУ:

— У этого заключения есть своя история. После парламентских выборов 2008 года было достигнуто устное соглашение между структурами ОБСЕ и государственными официальными структурами нашей страны о целесообразности проведения консультаций между экспертами ЦИК, Центра законодательной деятельности Беларуси и ОБСЕ. Главной их темой были заявлены перспективы реформирования избирательного законодательства нашей страны с тем, чтобы максимально приблизить его к стандартам ОБСЕ.

В результате в 2009 году дважды состоялись такие консультации. Эксперты с двух сторон выработали некий компромиссный вариант, в соответствии с которым Беларусь соглашалась на внесение изменений в избирательное законодательство, действующее в нашей стране с 2000 года. На основе этих рекомендаций был разработан законопроект, который одобрил глава государства и принял парламент республики. Хотела бы отметить, что Беларусь примерно на 90 процентов выполнила те пожелания, которые были высказаны экспертами ОБСЕ, а по многим пунктам даже их перевыполнила.

С 19 января 2010 года поправки в избирательном законодательстве вступили в силу. Они уже прошли проверку на практике — выборы депутатов в местные Советы 25 апреля проходили уже по измененному законодательству.

Все нововведения продемонстрировали свою оправданность и своевременность. По многим позициям они концептуально реформировали избирательное законодательство, осовременили его и ввели новые избирательные технологии, которых у нас раньше не было.

Например, появилась возможность создания личных финансовых фондов для кандидатов в президенты и избирающихся в парламент страны. Это важная концептуальная позиция, до этого у нас выборы были только бюджетными.

То, что эксперты БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии посчитали необходимым проанализировать нововведения, – это их право.

К слову, я хотела бы отметить, что Венецианская комиссия – это орган Совета Европы. Беларусь на сегодняшний день не член Совета Европы, поэтому для нас их решения не являются обязательными.

Тем не менее мы считаем необходимым принять их к сведению.

Центральная избирательная комиссия после тщательного ознакомления с этим документом сочла его позитивным. Создалось впечатление, что европейские эксперты, анализировавшие изменения, настроены на конструктивное сотрудничество с нашей страной.

Так, в первом пункте данного заключения отмечено самое главное — то, что принятые поправки вносят значительные улучшения в избирательное законодательство нашей страны. Следовательно, Европа признает: Беларусь идет по пути демократических реформ.

В докладе также отмечается, что закон, каким бы прогрессивным он ни был, не дает гарантии соответствия выборов стандартам ОБСЕ. Главное здесь, и это касается всех стран, – это правоприменительная практика. На то, как исполняется избирательное законодательство, белорусский ЦИК всегда обращал самое пристальное внимание.

Есть в заключении и критические отзывы.

Например, эксперты посчитали, что позитивные поправки рискуют быть подорванными существующим процессом подсчета голосов, который якобы не претерпел изменений. Это заключение трудно назвать объективным, так как методика подсчета голосов изменилась, и весьма существенно. Рекомендация уйти от «молчаливого» подсчета, которую давала ОБСЕ, полностью выполнена. Более того, теперь в норму закона заложено то, каким образом обязана вести себя избирательная комиссия. Например, после подсчета голосов глава комиссии должен объявлять результаты по каждому ящику для голосования. Однако теперь от нас требуют, чтобы оглашался каждый избирательный бюллетень.

В связи с этим хотела бы отметить, что в ряде европейских государств существует практика, где участковая комиссия вообще ничего не подсчитывает. Она отправляет бюллетени в территориальную комиссию, а там нанятые счетчики производят подсчет. А в США, например, голоса вообще подсчитывают машины. Там никаких оглашений нет впомине. И никого это сильно не смущает. Не вызывает это претензий и у ОБСЕ. Это, к слову, о двойных стандартах.

Некоторые из представленных замечаний затрагивают не только избирательное законодательство, но и Конституцию нашей страны.

Экспертам столь авторитетной структуры, прежде чем делать выводы, не мешало бы заглянуть и в Основной Закон государства.

Например, в своем заключении они выступили против отзыва депутатов (у нас есть такой институт в избирательном законодательстве). Но он там существует только потому, что право избирателя отозвать депутата внесено в Основной Закон. Естественно, реформировать избирательное законодательство по данному пункту нельзя, прежде надо изменить Конституцию.

Вот еще пример. Европейцы требуют, чтобы право голосовать было предоставлено лицам, которые находятся до суда под стражей. У нас указанные лица в голосовании не участвуют. Это конституционное ограничение, а Избирательный кодекс не может ему противоречить.

Также комиссию не устраивает порядок назначения членов ЦИКа. Они посчитали, что слишком большая власть при данном назначении принадлежит президенту. Должна сказать, что в каждой стране существует свой порядок. У нас точно такое же паритетное назначение, как в РФ. То есть часть членов комиссии назначает парламент, а часть – глава государства. А в тех же США, например, членов ЦИКа назначает только президент.

Но БДИПЧ ОБСЕ предпочло бы, чтобы в Беларуси в данном вопросе больше полномочий было, к примеру, у политических партий.

Внедрить подобное предложение не представляется возможным. Ведь полномочия президента, согласно Конституции, можно пересмотреть только путем референдума.

Тем не менее мы постараемся в рамках своих полномочий учитывать предложения европейских экспертов в нашей правоприменительной практике.

Вообще, Венецианская комиссия позитивно оценивает многие нововведения. Это и появление института членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса, и необходимость составления в конце каждого дня досрочного голосования протокола о количестве проголосовавших, и установление дебатов и т.д. Весьма позитивно оценивается и упрощение порядка выдвижения кандидатов от политических партий.

Таким образом, данное заключение белорусский ЦИК расценивает как шаг навстречу. Думаю, оно послужит улучшению взаимодействия государственных органов нашей страны с ОБСЕ и Советом Европы, в том числе в преддверии президентских выборов в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter