Ученые объяснили изменения идеала женской привлекательности с научной точки зрения

Венера и эволюция

Группа исследователей из Института археологии РАН во время раскопок под Брянском обнаружила хорошо сохранившуюся статуэтку так называемой палеолитической Венеры, выполненную из бивня мамонта. Возраст дамы — 23 тысячи лет, ее рост не превышает 5 сантиметров. Она угловата, имеет довольно приличные складочки на животе и наверняка в реальности страдала целлюлитом (говоря по-научному — липодистрофией). Тем не менее историки очарованы. Не каждый день увидишь, каким виделся идеал женской красоты десятки тысяч лет назад. Чем уникальна костяная девушка из-под Брянска и можно ли с научной точки зрения объяснить постоянные трансформации эталона женской красоты на протяжении человеческой истории?

Название “палеолитическая Венера” — обобщающее для доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками и датирующихся верхним палеолитом (наиболее близкий к нам по времени период каменного века — 50—10 тысяч лет назад). Статуэтка, найденная на Хотылевской стоянке древних людей, почти целая, и это уже большая редкость. Обычно Венеры (кстати, они могут достигать до 15 см в высоту) оказываются разбитыми. Оно и понятно — редко какой артефакт выдержит такое длительное испытание временем.

Палеолитических Венер находили на разных территориях (сейчас в мире таких артефактов насчитывается около ста): первую фигурку обнаружили во второй половине XIX века на юго-западе Франции, позднее — в других частях Европы, в Центральной России и Сибири. Самая древняя, возраст которой составляет примерно 40 тысяч лет, была обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена. Несмотря на обширную географию мест обнаружения статуэток, у них много общего: это тучные женщины с широкими бедрами и большой грудью.

Ученые считают, что стандарты женской красоты зависят не от прихотей мужчин (как бы нам ни казалось верным обратное), а от вполне конкретных и прозаических вещей — условий окружающей среды, политики, военной активности, экономики и демографической ситуации. Не верите? Тогда проследим это на наглядных примерах.

Расчет женской идеальности впервые произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V веке до н. э. в сочинении “Канон”. И это были вовсе не пресловутые 90—60—90. Классический пример на данный момент находится в Лувре — знаменитая мраморная скульптура Венеры Милосской. Дама в теле, не так ли? Почему именно она стала эталоном? Ученые объясняют: в Древней Греции горожане жили в городах-полисах, голод был редкостью, но постоянные войны требовали регулярного пополнения армии. Древнегреческие женщины — физически в меру развитые особы (занятия спортом все же считались привилегией мужчин) — не изнеженные. Во время военных конфликтов, когда мужья покидали города, именно на женщин ложились все обязанности по хозяйству. Это и привело к формированию гармоничного идеала женской красоты — не анорексичного, но и не слишком спортивного.

Во времена Средневековья жизнь была непростой — антисанитария, голод. Возникла жуткая перенаселенность во всех странах. И эволюция тут же “скорректировала” идеал женской красоты (его можно увидеть на многочисленных картинах) — это нехудая дама, но в большинстве случаев бледная, безбровая и асексуальная. Так сказать, чтобы соблазна к размножению не возникало.

Но уже в эпоху Возрождения идеальный образ резко изменяется с точностью до наоборот. И опять наука находит объяснение этой метаморфозе: чума и многочисленные войны “выкосили” практически все население Европы. Общество нуждалось в пополнении популяции, поэтому на сцену вышли уже пусть и не палеолитические Венеры, но рубенсовские женщины, фигуры которых как будто созданы для конвейерного деторождения.
То, что считалось красотой в Средние века, в эпоху Возрождения сочли бы патологией, а женщин 1960-х не пустили бы в древности и на порог пещеры. Тем не менее существует вполне вменяемая научная теория, объясняющая эти странности
Не стал исключением из правил и, казалось бы, нелогичный XX век. Перенаселение Земли — и вот на сцене появляется женщина декаданса, которая внешним видом показывает, что одной своей хрупкой ножкой уже практически стоит в могиле (бледность, черные круги под глазами, черные одежды). Как говорится, куда ж такую трогать без риска для ее жизни... Но после мясорубки Первой мировой войны человеческая популяция знатно поредела — и идеал красоты тут же сменился с бледнолицего привидения на женщину полнокровную, спортивную, широкоплечую. Кстати, за исторически короткий период до Второй мировой каноны красоты значительно измениться не успели. Сейчас, как мы знаем, у нас опять мода на асексуальных худышек, что тоже закономерно — на Земле опять становится слишком много людей.

Получается, что стандарты женской красоты разрабатываются вовсе не женщинами и не мужчинами, а более прагматичной силой — эволюцией. А как показывает практика, эта дама толк в своей работе знает.

КОМПЕТЕНТНО

Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе Института истории НАН, кандидат исторических наук, доцент:

— Конечно, я слышал про находку российских коллег и могу их совершенно искренне поздравить, поскольку само по себе обнаружение любой хорошо сохранившейся вещи из таких далеких эпох, как палеолит или неолит, — уже сенсация. И уж если дело касается не просто предметов быта (таких как наконечники стрел или подобные им вещи), а артефактов, относящихся к духовно-материальной культуре, — сенсация вдвойне. Помимо всего прочего, это означает, что наши предки (которых мы как-то автоматически привыкли считать дикарями) еще много веков назад имели свое представление о красоте и искусстве в его начальном понятии. Именно поэтому историки и археологи с таким трепетом относятся к наскальной живописи древних людей. Некоторые ее образцы могут считаться настоящими произведениями искусства.

Особая категория находок — так называемые палеолитические Венеры. Судя по всему, это не что иное, как изображения божеств, символизирующих женское начало. Среди археологических находок такие вещи встречаются крайне редко. Тем более уникальной является отлично сохранившаяся скульптура, вырезанная не из камня, а из такого хрупкого материала, как кость, точнее, бивень мамонта.

К сожалению, на территории Беларуси Венер пока не находили.

Но это не означает, что какая-то из них не ожидает своего удачливого археолога. Конечно, с точки зрения современного человека, палеолитические Венеры, мягко говоря, далеки от совершенства. Но не нужно забывать, что стандарты красоты у человечества от века к веку меняются.

ДРЕВНОСТЬ ОТ КУТЮР

Наиболее приближенными к современным идеалам красоты являются древние египтянки, изображения которых прекрасно сохранились на фресках в гробницах фараонов: высокие, стройные, с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Облачи такую в современный наряд от кутюр — однозначно сорвет овации. Эволюционные антропологи делают вывод: жили египтяне в целом не плохо. Войны были, но они не обескровливали страну. Перенаселения тоже не было, поэтому стандарт женской красоты был так далек от палеолитических Венер. У взрослых женщин заметно явное наличие детских черт. А стремление к такому типу красоты проявляется в тех обществах, где потребность в деторождении совсем невелика.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter