Велосипед спасет мир

На проезжей части хозяин автомобилист, на тротуаре — пешеход. А куда деться велосипедисту?

На проезжей части хозяин автомобилист, на тротуаре — пешеход. А куда деться велосипедисту?

Европа сегодня переживает настоящий велосипедный бум. Если, к примеру, китайцев в свое время сесть на велосипеды всей страной заставила жизнь, то в Европе это считается крутым.

Кого там только ни увидишь в седле двухколесного коня: от летящего на лекции студента и пенсионера, который неспешно крутит педали в поездке за покупками, до чиновника при полном дресс-коде.

Отважилась и я однажды добраться в Бресте из пункта А в пункт В на двухколесной машине, которую обожаю с детства. И что вы думаете — конечно же получила массу “незабываемых ощущений”. Через каждую сотню-другую метров приходилось слезать и перетаскивать велик через высоченные бордюры, а еще на скорости боялась наскочить на прохожего или того хуже — маму с коляской: в соответствии с ПДД там, где есть тротуар, на проезжей части велосипедиста обязаны штрафовать. (Справедливости ради нужно сказать, что сотрудники ГАИ не сильно пристают к водителям двухколесников — понимают, что нет пока в городе соответствующей инфраструктуры.) Словом, вышеназванных упражнений мне хватило, чтобы надолго отказаться от мысли приобрести собственный велик.

Впрочем, я отчасти грешу: как раз в Бресте в последнее время власти повернулись к велосипедистам лицом. После многочисленных обращений в горисполком соорудили съезды на тротуарах главных артерий города — улицы Московской — проспекта Машерова, появляются велодорожки на реконструированных и строящихся улицах.

В горисполкоме с участием велосипедной общественности даже обсуждалась трехэтапная схема улучшения условий для езды на велосипеде в Бресте, в соответствии с которой к 2030 году областной центр должен быть полностью охвачен велодорожками с разметкой на тротуарах и проезжей части, парковками и знаками. Очень хочется верить, что так и будет.

Пока же перемены идут медленно. И на проезжей части все так же хозяином чувствует себя автомобилист, а на тротуаре — пешеход. Ну а велосипедистов по-прежнему здесь, извините, не стояло. То есть не ехало.

Конечно, в сельской местности или на трассах о велодорожках пока никто и не мечтает. Но и здесь должна вырабатываться культура взаимоотношений между автомобилистами и велосипедистами. Ведь из 81 случая ДТП с участием велосипедистов за прошлый год практически каждый произошел как раз таки не в городе. Как изменить ситуацию?

...Мир сегодня невероятно взаимосвязан и открыт. И поэтому зачастую не нужно изобретать велосипед. Достаточно учиться там, где что-то поставлено лучше. К примеру, почти на всех улицах во всех городах Германии или Дании есть велосипедные дорожки с отдельными знаками, разметкой и светофорами, огромное количество парковок и пунктов проката. А в самом велосипедном городе — Амстердаме для туристов, путешествующих по Европе на велосипедах, есть даже специальная гостиница.

Брестское культурно-просветительское общественное объединение “Ручеек”, одним из главных направлений которого является развитие велосипедного движения, подало заявку на вступление в Европейскую велосипедную федерацию (ECF). Она объединяет более 65 организаций как в Евросоюзе, так и за его границами. ECF занимается развитием и пропагандой велосипедного движения, лоббируя интересы велосипедистов на европейском уровне. Чего тем самым хотят добиться брестчане? Прежде всего — чтобы при разработке и улучшении велосипедной инфраструктуры получить доступ к европейскому опыту и экспертизе. Есть надежда, что высокопрофессиональные специалисты из ECF помогут создать новую инфраструктуру в действующих городских рамках, что, конечно, весьма непросто.

А пока, чтобы приобщить широкую общественность к велодвижению, “Ручеек” организует массовые “покатушки”. Недавно более трехсот велосипедистов проехали по фортам Брестской крепости. Впечатлений получили массу. А безбарьерную среду на проезжей части им обеспечивало сопровождение ГАИ.

Так что поклонников у двухколесной машины становится все больше. И если бы нашим людям предложили пересесть на велосипеды, не сомневаюсь, немалая часть не отказалась бы от такого мобильного транспорта (научиться ездить, как утверждают специалисты, можно в любом возрасте). Ну а для этого необходимо всего ничего: очертить на улицах для велосипедистов жизненное пространство, как минимум обустроить парковки, пункты проката и ремонта. И тогда приверженцев двухколесного транспорта в наших городах прибудет в разы. Ведь велосипед — это здорово во всех отношениях: и приятное средство от гиподинамии, экономия денег на бензине и времени стояния в пробках, и экологичность.

По информации экологов, ежегодно только автотранспортом экологически весьма благополучной Брестчины, количество которого неуклонно растет, в атмосферу выбрасывается более 130 тысяч тонн (!) вредных веществ. Так может быть как раз именно велосипед и не даст миру задохнуться?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter