Великий перелом, или Новая жизнь Старицы

Если у человека есть талант руководителя, организатора – это навсегда. Но талант, который заряжает энергией других, ценен вдвойне

Владимир Рудаковский вспоминает: «27 июля 2004 года я возглавил акционерное общество «Старица-Агро». На утреннем наряде встает один специалист и спрашивает: «Владимир Анатольевич, на какую ферму и сколько сегодня завезти комбикормов?» Я опешил, потому что передо мной не какой-нибудь дядька-шеф или тракторист местный, а зоотехник. Пришел в себя, втолковал ему, в чьи обязанности входит кормление молодняка КРС…»

Вопрос зоотехника был отзвуком тех негативных событий, которые разворачивались в Старице последние десять лет, а может быть, и больше. Хозяйство, расположенное на богатейших землях, с мощным экономическим потенциалом, обеспеченное трудолюбивыми кадрами, стояло на грани развала. В свое время было здесь неплохое хозяйство. Потом оно стало сельхозкооперативом, а потом вдруг ЗАО. 

— Создание ЗАО на селе законом не возбраняется, — сказал побывавший вместе с нами в хозяйстве заместитель председателя Минского облисполкома Анатолий Мирчук. — Но тут, на Копыльщине, появилось какое-то странное ЗАО: работало в нем примерно 400 человек, акционеров же насчитывалось всего 80 или 90. Одни вкалывали за копейки, другие – пользовались результатами труда тех, кто вообще непонятно в каком качестве работал на износ на полях и фермах. Прежний руководитель общества платил по принципу личной преданности. Шофер его служебной машины числился заместителем, жена тоже была на высокой «пасадзе» и т.д. 

— Неужели никто не видел, что творил этот «непотопляемый» N? – поинтересовался я у Рудаковского и Мирчука. 

Ответ был таков. Когда-то этот N начинал неплохо. Даже в областной Совет колхозов был избран. Высокое начальство к нему благоволило. Возомнил себе, что он непотопляем, незаменим. Без его указаний ничего нельзя было делать. Жалобы сыпались, а он на них – ноль внимания, хвастал, что имеет своих людей «наверху». Даже когда акционеры проголосовали за отставку (против была только жена), он как ни в чем не бывало продолжал ходить на работу, ожидая, что «верхи» его вот-вот вернут на прежнюю должность. И кое-кто пробовал. Не получилось. 

Облисполком тщательно подбирал специалиста, который бы согласился возродить Старицу. 

Им стал Рудаковский — кстати, уроженец этих мест. Долгие годы он работал в другой сфере – на строительстве гидросооружений, а потом пришел в сельское хозяйство. 

Начал Владимир Анатольевич с того, что, опираясь на законодательство и власть, пройдя через сложные судебные процессы, вместо ЗАО создал открытое акционерное общество «Старица-Агро». Акционерами стали все труженики до единого, даже пенсионеры. К слову сказать, они уже получили свои первые дивиденды, которые в ряде случаев, в зависимости от стажа и вклада ветеранов в развитие хозяйства, превысили не только их пенсии, но и заработную плату некоторых кадровых работников. 

Затеяв процесс реформирования, Рудаковский подбирал команду, расставлял грамотных специалистов на самые ответственные участки. Ядро управленцев, без которых, как утверждает председатель, было бы невозможно двигаться вперед, — зам по растениеводству Андрей Ашевский, зам по механизации Игорь Зенько, зам по животноводству Руслан Котляров, экономист  Валентина Новик. Все проблемы строительной сферы Владимир Анатольевич взял на себя. 

Бизнес-план, составленный после анализа экономической и социальной обстановки, предусматривал самое энергичное развитие растениеводства, в первую очередь – кормовой базы! На фермах и комплексах было несколько тысяч голов КРС, свиней. Огромные площади – свыше 7000 гектаров сельхозугодий — позволяли создать надежную кормовую базу. Облисполком подставил плечо: для ОАО были открыты кредитные линии, много техники здесь получили по лизингу. 

Кстати, с распределением машин, тракторов, комбайнов председатель однажды едва не зашел в тупик. К нему явились несколько механизаторов из «гвардии» предшественника и, обвинив кое-кого из своих коллег в пьянстве, потребовали себе и новые машины, и лучшие поля. Так прежде было принято. Рудаковский поломал эту практику и даже доверил дорогую технику одному из тех, в кого бросили камень. «Пьяница» на сегодняшний день – звезда первой величины на небосклоне соревнования. 

Деньги в «Старице-Агро» добывали и добывают не только в банках, но и сами. Здесь отлично родят картофель, сахарная свекла, рапс. Сравнительно небольшое дойное стадо ежемесячно приносит на счета хозяйства 150 миллионов рублей. В целом ОАО производит в год продукции на 8 с лишним миллиардов рублей. 

2004 год, признается руководитель, был временем закладки фундамента под будущее здание экономически крепкого хозяйства, 2005-й принес реальные дивиденды. 

После перестройки всей системы управления «Старица-Агро» увеличило производство сельхозпродукции в 1,2 раза, построило столько жилья, сколько не возводило за всю свою историю. Частично уже заселен целый городок из коттеджей со всеми удобствами. На фермах КРС, приведенных в образцовый порядок, каждые 350 бычков досматривает всего один оператор-доглядчик. 

Механизаторы в ОАО зарабатывают нередко до полутора миллионов рублей в месяц. 

Урожай зерновых не опускается ниже 40—50 центнеров, а поле пшеницы, которое весной ученые рекомендовали запахать (оно частично вымерзло, частично покрылось плесенью), агрономическая служба спасла, и с него получили по 63 центнера зерна на круг. 

Ежемесячно, имея в достатке корма (полуторагодовой запас), особенно плющеное зерно, ОАО отправляет на мясокомбинаты десятки тонн говядины. 

Уборка сена, картофеля, зерна, свеклы на личных подворьях почти полностью оплачивается хозяйством. Каждому желающему выдается ссуда сроком на два-три месяца для приобретения мебели, бытовой техники, одежды и т.д. Открыли свой магазин, к 1 сентября откроют и второй. 

Рудаковский развернул масштабную работу по реконструкции коровников, телятников, благоустройству деревень. При этом реанимировал лесопилку, «умерший» кирпичный мини-завод. Есть у него одна своя стройбригада. В деревне Бадежи строители возвели молочную ферму на 130 голов, на которой смонтирован из отечественного оборудования лучший в области доильный зал с полной механизацией. 

Зерноток, животноводческий комплекс, территории ферм здесь покрыты асфальтом, чего не было отродясь. Мастеров доения и откорма возят на работу автобусом в «цивильной» одежде, а на рабочих местах у них – фирменная. Работникам есть где переодеться, отдохнуть, принять душ. То же самое мы видели на мехдворе. 

Я не перечислил и десятой части того, что довелось увидеть собственными глазами. Невольно пришел к выводу: если у человека есть талант руководителя, организатора – это навсегда. Но талант, который заряжает энергией других, ценен вдвойне. Хорошо, что местная власть, облисполком сделали свое­-временный и правильный вывод из своего кадрового недосмотра. В какие-то два года из форменных экономических развалин страна получила хозяйство, которое вошло в число 60 лучших  и вплотную приблизилось к успехам знаменитого агрокомбината «Снов», на который равняются все. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter