Великим посвящается

Киномастера России все чаще стали снимать фильмы о писателях

В последнее время киномастера России все чаще стали снимать фильмы о жизни и творчестве прославленных мастеров слова. Предлагаем вашему вниманию три новых фильма.

На экраны республики выходит новая российско-германская кинодрама «Последнее воскресенье». В центре киноповествования — последний год жизни великого русского писателя Льва Толстого. Самый драматический период. Всемирно известный писатель имеет все, о чем мечтал. Но вокруг него клубок интриг: жена и последователи делят наследство — его труды; журналисты со всего мир устраивают в Ясной Поляне осаду, они жаждут сенсаций, скандалов, интимных подробностей; не все дети разделяют взгляды Толстого; здоровье ухудшается…

Прожив долгую жизнь, устав от отчужденности и вражды в отношениях с женой Софьей Андреевной, в ночь на 28 октября 1910 года, в пятом часу утра с 39 рублями в кармане Лев Николаевич тайно уехал из дому. Простудившись по дороге, он заболел воспалением легких и нашел последний приют на станции Астапово.

В основу сценария картины, поставленной режиссером Майклом Хоффманом, положен роман «The Last Station» Джея Парини, написанный по дневникам Толстого, членов его семьи и близких друзей. В фильме нет откровенной клюквы вроде медведей, балалаек и русских песен. Может, потому, что к созданию приложился российский продюсерский центр Андрея Кончаловского? Правда, кое-кого может разозлить один момент, когда великий русский писатель кукарекает, а жена называет его «петушком», а себя «курочкой». Но, с другой стороны, кто может поручиться, что этого не было на самом деле? К тому же не стоит забывать, что фильм снят «по мотивам», что это, конечно же, не документалистика.

В заключение следует сказать, что станцией Астапово, где великий русский писатель нашел свое последнее пристанище, в фильме стала небольшая железнодорожная станция городка Претч, Земля Саксония-Анхальт. На двухнедельный период съемок она была закрыта для регулярного железнодорожного сообщения, а ее внешний вид был изменен с помощью различных декораций и специально изготовленных вывесок на русском языке. Следует также отметить, что у Кристофера Пламмера получился отличный Толстой — уставший, мудрый, немного хитрый…

С интересом смотрится и новая российская кинодрама «Гоголь. Ближайший». Автор сценария и режиссер-постановщик Наталья Бондарчук.

Биография писателя представляет собой большую загадку для исследователей, которые до сих пор не могут объяснить, почему Гоголь уничтожил большинство своих черновиков, а перед смертью сжег второй том «Мертвых душ». Почему он так и не смог обрести семейное счастье? Собственный взгляд на эти вопросы — в этом масштабном историческом фильме. В последний период жизни в доме у Толстых на Никитском бульваре Гоголь вспоминает о самых значительных событиях своей жизни. В том числи и о неудачном сватовстве к Анне Виельгорской. Фильм прослеживает жизнь писателя вплоть до его кончины зимой 1852 года.

В главных ролях заняты Евгений Редько, Анастастия Заворотнюк, Николай Бурляев, Леонид Мозговой, Валентина Теличкина, Мария Бурляева. Проникновенную музыку написал к фильму композитор Иван Бурляев.

К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова российскими киномастерами снята новая трагикомедия «Иванов». Постановку картины по своему сценарию, написанному в содружестве с Михаилом Бартеневым по мотивам одноименной пьесы великого драматурга, осуществил режиссер Вадим Дубровицкий. Композитор Алексей Шелыгин.

В центре киноповествования — история русского интеллигента ХIХ века, задыхающегося среди тонущего в пошлости общества. В процессе написания пьесы (а известно, как минимум, три редакции) драматург называл ее то комедией, то драмой. Жанр трагикомедии — пограничный жанр — вообще свойственен драматургии Чехова. На этом и строят свой фильм Вадим Дубровицкий и его актеры, которые используют не только всем известный текст, но и ранние его варианты. Главный герой этой истории — Иванов, человек, который несет несчастья всем, кто его окружает. Его присутствие, будто необъяснимая напасть, рушит чужие судьбы. Он и сам с собой не в мире, но обрести гармонию ему не дано. Вы увидите новое в хрестоматийных персонажах, вы удивитесь, что не думали об этом раньше, наконец, вы будете просто ошарашены финалом.

В фильме снялись Алексей Серебряков, Анна Дубровская, Эдуард Марцевич, Иван Волков, Владимир Ильин, Валерий Золотухин, Богдан Ступка, Екатерина Василье­ва и другие.

На снимке: кадр из фильма «Гоголь. Ближайший».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter