Величковичская инициатива: тройная польза, но не для всех

Что сдерживает производство энергии из возобновляемых источников

Газ производят бактерии

Две молочно-товарные фермы СХЦ «Величковичи» ежедневно дают для биогазовой установки 90 тонн жидкого навоза. Для достижения необходимой по технологии концентрации туда подмешивается сухая фракция с комплекса по откорму КРС. После измельчения все это поступает в гидролизер, а затем в специальный ферментер, где находятся анаэробные бактерии. При определенной температуре они перерабатывают навоз с выделением метана. Газ сжигается в специальном двигателе, который вращает генератор, дающий ток. Сама энергогенерирующая установка маленькая: по площади в десятки раз меньше биогазовой. Она чем-то похожа на контейнер, в котором перевозят грузы по железной дороге.

Все процессы на биогазовой установке автоматизированы. Четыре оператора посменно работают за пультом управления, ведут уход за оборудованием и его профилактику. Здесь же и небольшая лаборатория, где проводят анализы сырья, чтобы регулировать его параметры с помощью воды и сухого навоза. Пока это делают операторы, но в перспективе появится штатный лаборант.

Планируется, что биогазовая установка через полгода выйдет на проектную мощность и будет давать до 365 киловатт электроэнергии и 0,366 Гкалл тепла ежечасно. Насколько выгодно получение тока таким способом? Для стимулирования производства энергии из возобновляемых источников государство разработало меры поощрения. Ток, произведенный с помощью биогаза, продается в сеть в три раза дороже, чем покупается.

От переработанного навоза тройная польза. Он практически не имеет запаха. И самое главное, становится легкоусвояемым растениями.

— Для эксперимента мы взяли два участка газона, — рассказал главный энергетик СХЦ «Величковичи» ОАО «Беларуськалий» Дмитрий Гавриловец. — Один полили обычным жидким навозом, другой — после биогазовой установки. Во втором случае трава стала расти интенсивнее. Кроме того, в процессе переработки в органике гибнут семена сорняков, что имеет большое значение при вывозе ее на поля. Не исключено, что в будущем на биогазовой установке появится агрегат для сушки переработанного навоза. Поскольку он без запаха, можно будет фасовать в мешки и продавать как высококачественное удобрение.

Прогресс движут бонусы

В нашей стране производство электроэнергии с помощью биогазовых установок только начинается. Между тем в Евросоюзе этот процесс уже давно идет семимильными шагами. Например, в Германии, которая достигла больших успехов в производстве «сельскохозяйственного» тока, биогазовые установки дают уже 12 процентов его общего количества. В Беларуси — менее полпроцента.

Начало получению метана из навоза и его сжигания на мини-электростанциях в Германии было положено сразу после Второй мировой войны. Однако через десять лет нефть подешевела, «сельскохозяйственный» газ стал неконкурентоспособным, многие установки закрыли. Второе рождение биогаз пережил в 1973 году после нефтяного кризиса, когда цены на черное золото выросли в разы. Сегодня в Германии тысячи таких установок, и каждая уважающая себя ферма стремится ее построить.

Третья волна развития биогазовых сельскохозяйственных установок началась в 1990 году благодаря законодательному урегулированию выплат за подачу тока из биогаза в сети общего пользования, целью которого была поддержка использования в экономике возобновляемых ресурсов. Благодаря новому законодательству 2000 года, согласно которому предусматривалось более высокое и гарантированное вознаграждение производства электроэнергии из биогаза, эта волна оживления длится до сегодняшнего дня.

Как удешевить проект?

Обеспеченность Беларуси собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет только 15 процентов от потребности. Эта ситуация вынуждает страну вести работу по энергосбережению. За последние 20 лет энергоемкость ВВП республики снизилась более чем в 2,5 раза.

В 2010 году принят Закон «О возобновляемых источниках энергии», через год — постановление Министерства экономики «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии». Этими документами устанавливается, что государственные энергоснабжающие организации гарантируют приобретение всей предложенной энергии, произведенной из возобновляемых источников и поставляемой в государственные энергетические сети, а также ее оплату по тарифам на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида возобновляемых источников энергии.

Постановлением Совета Министров в 2010 году утверждена Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010—2015 годы. Она предусматривает возведение в 22 организациях Минсельхозпрода биогазовых комплексов общей мощностью 21,7 МВт. Сегодня они уже работают в 9 организациях АПК и имеют общую мощность 10,6 МВт. Это КСУП «СГЦ «Западный», ОАО «Гомельская птицефабрика», КСУП «Племптицезавод «Белорусский», СПК «Агрокомбинат Снов», СПК «Лань-Несвиж», СПК «Рассвет» им. К.П. Орловского», Вилейский филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат» (на молочной сыворотке), филиал «Агрофирма «Лебедево» РУП «Минскэнерго», СХЦ «Величковичи» ОАО «Беларуськалий». В качестве сырья для выработки биогаза они используют навоз, остатки силоса, отходы растениеводства, рыбоводства, другие органические остатки.

Наиболее продолжительный и успешный опыт эксплуатации биогазового комплекса имеет КСУП «СГЦ «Западный». За год выработка электрической энергии составила там 3,5 млн. кВт.часов, из которых 3,3 млн. реализовано РУП «Брестэнерго». Выручка от продажи электроэнергии составила 4,9 млрд. рублей. Также выработано 2,1 тыс. Гкал тепловой энергии, из которых сторонним потребителям отпущено 1,3 тыс. Гкал.

Предприятие использует полученные в результате сбраживания навоза удобрения (около 32 тыс. тонн), что позволило отказаться от применения азотных туков. Кроме того, очищенные жидкие стоки идут на орошение полей.

В 2014—2015 годах в стране предусмотрено внедрение еще десятка биогазовых комплексов. На большинство из них разработаны технико-экономические обоснования и бизнес-планы. Однако строительство пока не начиналось. Специалисты объясняют это сложным финансовым состоянием сельхозорганизаций и высокими процентными ставками по банковским кредитам. Поэтому наиболее вероятной возможностью реализации таких проектов может стать привлечение иностранных инвесторов.

А теперь давайте сравним: в Германии биогазовых установок несколько тысяч, а у нас меньше, чем пальцев на двух руках. Почему так медленно идет их внедрение? Может ли якобы высокая цена служить этому оправданием и почему она такая? Думается, основная причина в том, что ставку мы делаем только на зарубежные проекты. Закупить, привезти и смонтировать импортное оборудование действительно весьма затратно. Но почему никто не ставит вопрос о том, что надо развивать свою базу по выпуску комплектующих для биогазовых установок? Да, это по силам не сразу. Но ведь уже есть опыт в других отраслях, когда на первых порах к импортным проектам добавляется небольшой процент отечественных деталей и механизмов, а через некоторое время они становятся преобладающими. Почему бы не взять такой подход на вооружение при проектировании новых биогазовых установок? Тогда, глядишь, и цена существенно уменьшится, и количество начнет прирастать более высокими темпами.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

Фото Виктора ПИЛИПЦОВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter