Величайшее достояние белорусов. Почему Беларусь отмечает День Независимости в День освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков.

Строя планы завоевания мирового господства, фашистская Германия возлагала большие надежды на оккупацию огромной территории СССР и использование его экономики, природных богатств, трудовых ресурсов для укрепления своего военно-экономического потенциала. При подготовке плана нападения на СССР Гитлер прямо требовал: «Необходимо напасть на Россию, захватить ее ресурсы, не считаясь с возможностью смерти миллионов людей в этой стране. Нам нужно взять у России все, что нам требуется. Пусть гибнут миллионы». В то время под Россией Гитлер понимал, конечно, весь Советский Союз, и прежде всего территории, заселенные русским, белорусским и украинским народами.

Строя планы завоевания мирового господства, фашистская Германия возлагала большие надежды на оккупацию огромной территории СССР и использование его экономики, природных богатств, трудовых ресурсов для укрепления своего военно-экономического потенциала. При подготовке плана нападения на СССР Гитлер прямо требовал: «Необходимо напасть на Россию, захватить ее ресурсы, не считаясь с возможностью смерти миллионов людей в этой стране. Нам нужно взять у России все, что нам требуется. Пусть гибнут миллионы». В то время под Россией Гитлер понимал, конечно, весь Советский Союз, и прежде всего территории, заселенные русским, белорусским и украинским народами.

Геббельс, разворачивая пропагандистскую кампанию, направленную на немецкого обывателя, так определял экономические цели этой войны: «Это… война за пшеницу и хлеб, за обильно накрытый стол к завтраку, обеду и ужину… война за сырье, за каучук, за железо и руды».
Фашистскими планами предусматривалась поэтапная колонизация и германизация захваченных земель, а также массовое истребление порабощенных народов. По плану «Ост» намечалось уничтожение вместе с другими народами СССР около 75 процентов белорусов, а сама Беларусь должна была полностью стать германизированной. Оставшуюся в живых часть белорусов предполагалось превратить в рабов немецких колонистов. В Минске, например, планировалось поселить 50 тыс. немцев и временно (!) оставить в качестве рабочей силы 100 тыс. местных жителей, в Гомеле – соответственно 30 тыс. и 50 тыс., в Могилеве – 20 и 50, в Витебске – 20 и 40, в Гродно – 10 и 20 тыс. и т.д.
Эвакуация в Беларуси происходила в исключительно тяжелых условиях. Вероломное нападение врага практически не позволило реализовать решения о вывозе населения, производственного оборудования и имущества из западных областей республики на восток СССР. Тем не менее даже в такие трагические дни удалось эвакуировать в тыл полтора миллиона людей и значительную часть промышленного оборудования, железнодорожных составов, сырьевых ресурсов. В целом в восточные районы СССР были отправлены оборудование и кадры 224 крупных промышленных предприятий, что способствовало наращиванию оборонного потенциала страны. К весне 1942 года все эвакуированные на восток белорусские предприятия вошли в строй и начали выпуск продукции для фронта. Это тоже был подвиг – трудовой.
Часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала Беларуси была уничтожена патриотами уже в начале войны. В итоге осенью 1941 года в Минске из 332 существовавших до войны промышленных предприятий фашистским оккупантам удалось запустить лишь 39,  из которых накануне освобождения белорусской столицы работало только 19. А в  Витебске в 1944 году и вовсе работали лишь лесопилка, паровая мельница и несколько других мелких предприятий. Такая картина была обусловлена как проведенной летом 1941 года эвакуацией, так и нехваткой у фашистов ресурсов в целом, саботажем работающих, диверсионными актами партизан и подпольщиков.
Гитлеровцы рассчитывали ежегодно вывозить из Советского Союза миллионы тонн зерна, растительного масла, сахара, мяса и т.д. И грабили они исправно. Вывозили ценное оборудование с неэвакуированных предприятий, продукты питания, лес (в Беларуси фашистами было вырублено более 100 тыс. га леса), культурное и историческое наследие белорусского народа (книги, картины, коллекции знаменитых слуцких поясов и т.п.). Вывозили и людей как бесплатную рабочую силу. За время оккупации было вывезено в Германию 380 тыс. белорусских граждан (остались в живых и вернулись домой после Победы лишь 120 тыс. человек). В числе угнанных в Германию оказались и более 24 тыс. белорусских детей, насчет которых гитлеровский секретный меморандум от 12 мая 1944 года прямо отмечал, что намеченная отправка из Беларуси в Германию 40–50 тыс. подростков в возрасте 10–14 лет «имеет целью не только предотвратить укрепление военной силы врага, но также сократить его биологический потенциал в будущем».
В планах гитлеровцев по экономическому ограблению захваченных территорий Беларусь рассматривалась как один из важнейших источников снабжения сельскохозяйственной продукцией группы армий «Центр» и рейха. Глава администрации генерального округа «Беларусь» рейхскомиссариата «Остланд»
В. Кубе заявил своим подчиненным: «Мы прибыли в эту страну с общей директивой управлять… и поставить экономику этой страны на службу войне… Получить из страны все, что можно извлечь из ее экономической мощи».
Но все их планы были опрокинуты тем фактом, что вся Беларусь поднялась на борьбу с врагом. Более 1 млн 100 тыс. белорусов находились в рядах сражающейся Красной армии. 309 белорусам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Партизанское движение в Беларуси стало действительно всенародным: 1255 партизанских отрядов были объединены в 213 бригад с общей численностью более 370 тыс. человек. В городах и деревнях республики борьбу с оккупантами вели около 70 тыс. патриотов-подпольщиков. К концу 1943 года 60 процентов территории республики контролировалось партизанами. И с этой территории фашисты не могли практически ничего получить.
Великая Победа 1945 года досталась советскому народу дорогой ценой. Беларусь потеряла более 2 млн 200 тыс. граждан (каждого четвертого). Довоенная численность населения Беларуси (9046 тыс. человек) была достигнута лишь в начале 70-х годов ХХ века. Оккупанты сожгли и разрушили 209 из 270 городов и районных центров, 9200 сел и деревень республики. 627 белорусских деревень разделили трагическую судьбу Хатыни. В Минске, Витебске, Орше, Гомеле, Полоцке разрушения составили 70–90 процентов. Многие районы Беларуси были полностью сожжены. В итоге 1/3 населения оказалась без крыши над головой. В результате войны было потеряно более половины национального богатства республики, в то время как по СССР потери составили около 30 процентов.
Восстанавливать народное хозяйство Беларуси помогал весь Советский Союз. И именно в этом – единстве народов и республик – была сила той страны (СССР),  которая отстояла свою свободу и независимость, которая освободила Европу и весь мир от коричневой чумы ХХ века.
В перестроечное и постперестроечное время в Беларуси предпринимались попытки «взглянуть по-новому» на историю Великой Отечественной войны, на День Победы. Были попытки «доказательств», что массовое партизанское движение принесло республике большой вред, что наибольшей трагедией в истории белорусского народа была не война 1941–1945 годов, а «российское нашествие, которое начал в 1654 году царь Алексей Михайлович». Более того, в начале 90-х годов прошлого века местечковые патриоты пытались убедить белорусов, что величайшими датами в истории Беларуси являются не 9 мая 1945 года, а различные дни несуществующей независимости, битва под Оршей (против «Московщины» в сентябре 1514 года) и Слуцком (против Красной армии в ноябре 1920 года). Однако время все расставляет по своим местам. Особую роль в этом сыграл всебелорусский референдум 1996 года. Именно тогда более 88 процентов граждан Беларуси высказались за перенос Дня Независимости с дня принятия декларации о суверенитете страны на 3 июля – День освобождения Минска и республики от фашистских захватчиков. Это, во-первых, означает, что белорусы считают противоестественным связывать независимость республики с разрушением СССР. Во-вторых, этот факт выражения воли белорусского народа в государственной политике означает, что Беларусь является духовным и идейно-политическим правопреемником СССР, тех поколений и миллионов людей, которые в 1941–1945 годах отдали свои жизни за нашу реальную свободу и независимость. Более того, все это свидетельствует о том, что не только на словах, но и на деле развитие современной Беларуси базируется не на искусственно насаждаемом антикоммунизме и антисоветизме, а на всемирно-историческом значении и идейно-политическом потенциале нашей Великой Победы.
«Мы никому не должны позволить отнять у нас и у наших народов эту Великую Победу. Это величайшее достояние нашего народа. Это краеугольный камень нашей истории, благородный камень», – не раз подчеркивал Президент Беларуси А.Г. Лукашенко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter