Вектор развития

Беларусь переориентировала экспортные потоки с Запада на Восток и движется к новому рекорду во взаимной торговле с Россией

Судя по предварительным данным, Беларусь и Россия в текущем году могут побить прошлогодний рекорд во взаимной торговле и приблизиться к взаимному обороту в размере 55 миллиардов долларов. Это стало возможным в том числе за счет переориентации потоков белорусских товаров с западного направления на Восток. За 2022-й белорусский экспорт в недружественные страны сократился на 10,5 миллиарда долларов. Более 60 процентов этой суммы удалось компенсировать за счет экспорта в Российскую Федерацию. Сейчас перед отечественной экономикой стоит задача не только ­утвердиться в российских регионах, но и выстроить системную работу по продвижению наших товаров на премиальном рынке.


Миллиард к миллиарду

В цифровом выражении задача роста экспорта в направлении российского рынка не выглядит невыполнимой. В ходе заседания Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства в Могилеве 29 сентября была озвучена цифра роста торгового оборота двух стран по итогам восьми месяцев года: плюс 13 процентов к уровню 2022-го. Соответственно, на горизонте 12 месяцев просматривается итоговая сумма взаимной торговли в районе 55 миллиардов долларов. Примерно на 5 миллиардов больше, чем год назад. Ожидается, что до 48 миллиардов долларов принесет торговля товарами, еще около 7 миллиардов составит оборот услуг. При этом фиксация второй год подряд рекорда во взаимной торговле уже не будет считаться чем-то аномальным. Это, по сути, констатация тренда, заданного 28 союзными программами. Сегодня можно говорить о том, что главную задачу — формирование условий для развития сотрудничества экономик Беларуси и России — документы в целом выполнили.

Движение открыто

Более того, не исключено, что заключенные в рамках союзных договоренностей соглашения могут привести к большей активизации деловых контактов в 2024-м. В качестве примера можно обратить внимание на транспортную сферу. В этом году белорусские автологисты получили доступ к каботажным перевозкам: фуры из Беларуси имеют право загружаться товаром на территории России и таким образом снижать затраты на перевозку грузов в адрес российских контрагентов. Параллельно идут переговоры даже не о возможности, а уже об условиях использования для перевалки отечественных грузов российских портовых мощностей. Второй перспективной темой для будущего сотрудничества видятся совместные программы, подписанные между странами в сфере промышленности: о взаимодействии в радио- и микроэлектронике, станкостроении, авиационном производстве. Плюс «благодаря» санкциям на российский рынок зашли наши товары, которые на нем ранее не присутствовали, в частности продукция Белорусского металлургического завода. Также Министерство транспорта России сообщило, что в федеральной программе обновления пассажирского транспорта белорусские производители не будут считаться иностранными.

Системная работа

Таким образом, становится очевидным, что в ближайшем периоде перед национальными производителями будет стоять задача системного наращивания присутствия на российском рынке. Основных направлений для такой работы видится три: рост прямых продаж товаров, увеличение объема услуг и формирование кооперационных производств. В качестве резерва роста для реализации товаров на российском рынке Правительство совершенно очевидно видит систематизацию работы сбытовых сетей. Это касается как сферы продовольствия, в которой производителей подталкивают к созданию собственных торговых домов в России, так и продаж техники. В области реализации оте­чественных машин и механизмов от головных предприятий будут требовать системной работы дилерских центров: как в продажах, так и в обеспечении потребителей запасными частями и необходимым уровнем сервиса. В части ­услуг соглашение о взаимных перевозках очевидно повысит объем работы автомобильных грузоперевозчиков на российском рынке, однако большая работа заключается в налаживании аналогичных связей в сфере железнодорожного транспорта. Большой потенциал сохраняется для работы в России белорусских строительных предприятий и научных организаций. И, наверное, основной резерв для белорусской промышленности в России — это создание совместных производств. В ближайшее время на территории Российской Федерации ожидается запуск завода «АМКОДОР» в Уфе, начинает работу предприятие в Липецке. Обсуждаются варианты создания совместных заводов по производству коммунальной техники на базе шасси МАЗ в Мордовии и Брянской области. Существующие производственные мощности белорусских флагманов ориентируют на рост производства с целью снижения себестоимости: несмотря на уход западных конкурентов с российского рынка, ценовая конкуренция с азиатскими производителями не всегда в нашу пользу.

Горизонтальные связи

Главным приоритетом присутствия Беларуси в России в ближайшие годы, очевидно, останется региональное сотрудничество. При этом ставка делается на суб­регионы, в которых присутствие Беларуси было несистемным до сих пор. 
В первую очередь речь идет о резком увеличении взаимодействия с Дальним Востоком Российской Федерации. Его субъекты отныне будут рассматриваться не только как торговые партнеры по собственно российскому рынку, но и как точка входа Беларуси в глобальный Азиатско-Тихоокеанский регион.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter