Внешняя политика является существенным триггером внутреннего кризиса в Польше

Вектор на разрыв

Выборы в Польше прошли несколько месяцев назад. Но в стране до сих пор бушуют политические страсти. В целом раскол — и политический, и общественный — был предопределен. Фактически он являлся неизбежным, вопрос был только в его глубине. Ведь президентское кресло и должность премьер-министра занимают сегодня представители различных политических группировок. И, что не менее важно, с полярными взглядами на развитие внешней политики. Президент Анджей Дуда — сторонник американского вектора. Премьер-министр Дональд Туск — давний приверженец европейского оптимизма. И вопрос-то не только в ценностях и дипломатии, а в огромных суммах, которые Польше необходимы как на микширование экономических проблем, накопленных в постковидный период, так и на различные крупные и амбициозные проекты. Типа строительства крупных энергетических объектов, перевооружения армии и усиления собственного военно-промышленного комплекса. На все эти мероприятия у Варшавы объективно своих денег в полном объеме нет. А зарубежные партнеры вроде бы и готовы финансировать ту же милитаризацию «восточного форпоста НАТО», но с учетом своих интересов. На кону стоят десятки и сотни миллиардов долларов, которые добавляют задора для внутренней политической борьбы и делают ее выгодной со всех сторон.


По большому счету, Польша оказалась втянутой в геополитические игры уже давно и безнадежно в них завязла. Будучи в свою первую каденцию у власти, Дональд Туск активно проповедовал евроинтеграцию со всеми вытекающими из этого тезиса решениями во внутренней и, что самое главное, экономической политике. Восьмилетний период правления партии «Право и справедливость», сторонником которой является действующий президент Анджей Дуда, достаточно резко сменил внешний вектор на сближение с Вашингтоном. Полностью оторваться от взаимодействия в рамках ЕС страна не могла. Но последние годы диалог Варшавы и Брюсселя изобиловал жесткими дискуссиями, переходящими в скандальное противостояние. Одновременно Польша пыталась выстроить некие конструкции внутри ЕС, чтобы, блокировавшись со странами Восточной Европы, противостоять общеевропейским инициативам. Например, в вопросе миграции. В эпоху «Права и справедливости» неоднократно в информационном пространстве появлялись сведения о возможности выхода Польши из Евросоюза. В большей части это были вбросы. Тем не менее обострение отношений достигало иногда такого накала, что ничего нельзя было исключать.

Собственно говоря, Брюссель в долгу не остался. И самым болезненным ударом стала его заморозка почти полтриллиона долларов финансовой помощи Польше из европейских фондов для преодоления экономических последствий пандемии. Еврочиновники затормозили транши на том основании, что польская судебная система не соответствует европейским стандартам. Более того, способствует процветанию коррупции. Что отчасти являлось правдой, так как чиновники от «Права и справедливости» регулярно попадали в разные некрасивые и громкие истории. То незаконно земли сельскохозяйственного назначения выведут из оборота и реализуют на коммерческом рынке. И это при том что польские фермеры испытывают дефицит угодий. То руководители МИД продают направо и налево визы в не самых благополучных странах, причем реализуют их сотнями тысяч. Словом, объективные опасения у Европы за сохранность своих денег имелись. Впрочем, и польские политики «закусили удила» и ни на какие компромиссы идти и не хотели.

Благо на фоне обострения международной обстановки удалось заполучить мощного заокеанского союзника в лице США. Правда, с точки зрения экономики Вашингтон мог слабо помочь интегрированному в европейские промышленные цепочки польскому индустриальному сектору. Зато был готов вкладываться в милитаризацию страны, а также в некоторые инфраструктурные проекты. В стратегическом плане Вашингтон рассматривал Варшаву как энергетический плацдарм, хаб, через который американские поставщики газа, нефти и других энергоносителей будут реализовывать их по всей Европе. Или, по крайней мере, создадут мощную конкуренцию немецким компаниям, которые в значительной степени контролировали европейскую энергетику, в частности в северной и восточной частях ЕС. Были надежды у польских политиков получить некие дивиденды от военно-технического сотрудничества с США. Варшава неоднократно выражала готовность стать производственно-ремонтной базой для войск НАТО. Это тоже сулило приличные инвестиции и миллиардные подряды, которые не всегда являются прозрачными и позволяют сказочно обогатиться некоторым предпринимателям, при сомнительной значимости такого денежного потока для экономики в целом.

Возможно, в какой-то части эти проекты и могли бы реализоваться. Но сегодня полноценной гегемонии партии «Право и справедливость» пришел конец. И премьерское кресло занимает Дональд Туск, который обещает возродить былые дружественные отношения с Брюсселем, разморозить финансовую помощь от Евросоюза. Уже обсуждаются вполне реальные возможности появления немецкого контингента на польской территории. Пока на ней находились только войска НАТО в лице американского контингента. Не исключено, что переход на европейский вектор ударит и по оборонным заказам, которые сейчас в значительной степени приходятся на закупку американского вооружения. Особенно на фоне живых дискуссий в ЕС, что необходимо развивать собственный военно-промышленный потенциал. Его сегодня недостаточно, но определенные возможности у немецких, французских и предприятий из других европейских стран имеются. При всех глубоких союзнических отношениях в рамках НАТО в плане поставок оружия европейцы являются жесткими конкурентами американских корпораций.
Словом, политическая борьба обрастает глубоким экономическим смыслом. На кону стоят десятки и сотни миллиардов долларов. И, убежден, у этих траншей есть выгодополучатели и бенефициары в каждом политическом лагере. И этот фактор плюс включение внешних сил в польский общественный конфликт могут разорвать страну по геополитической сшивке. Тем более что у противоборствующих сторон есть ярко выраженное географическое разделение: у Туска безусловное большинство сторонников в западных землях, у партии «Право и справедливость» и их вождей полный перевес в восточных польских провинциях. И не исключено разделение Польши на условно «европейскую» и «американскую». Что является очень большим вызовом для этого государства.
volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter