Вектор движения — движение вперед. Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО в интервью “НГ” рассказал о предстоящих выборах в местные Советы депутатов.

— Владимир Павлович, вы неоднократно были депутатом местных Советов, имеете большой опыт управленческой и парламентской работы и хорошо знаете, что к депутатам Палаты представителей люди обращаются зачастую с простыми житейскими и бытовыми вопросами, решение которых находится в компетенции  мес-тных органов власти, а то и руководителей предприятий и хозяйств. Вот и вынуждены законодатели заниматься, можно сказать, не своими делами: содействовать в ремонте  протекающих крыш, подвозе топлива, благоустройстве дорог, детских площадок и т.д. и т.п. В чем причина этой проблемы с бородой? Неужели у депутатов сельских или тех же, скажем, районных и городских Советов дефицит полномочий?
— Проблема действительно долгоиграющая, потому что непростая. Но коль ссылаетесь на мой депутатский опыт, то я думаю, что такое положение сложилось по ряду других обстоятельств, а не из-за недостатка у депутатов местных Советов, как представляется, возможно, со стороны, так сказать, командных функций.
Есть Конституция — Основной Закон страны, на основе которой приняты законы о статусе депутата местного Совета депутатов, о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь и другие нормативные правовые акты, где четко определена компетенция депутатов местных Советов депутатов первичного, базового и областного уровней, органов территориального общественного самоуправления. Для более эффективного осуществления своих полномочий, защиты общих интересов и оказания помощи в решении вопросов местного значения законодательно дано право местным Советам объединяться в ассоциации, союзы. При Совете Республики Национального собрания работает Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Любой желающий может все принятые нормативные документы проштудировать. Однако далеко не каждый должным образом вникает в их суть, а то и просто не задумывается о необходимости их прочтения. А почему? Потому что не считает правовую просвещенность обязательной. Это один аспект проблемы.
Второй — сложившийся в массовом сознании за многие десятилетия, если не сказать, по меньшей мере, за столетие, психологический стереотип: мол, чем в более высокую инстанцию обратишься со своим прошением, тем  больше шансов на положительное решение. Вот где корень вопроса. Что, спросите, создает ему питательную среду? Преимущественно субъективные факторы: бюрократизм, волокита, апломб должностных лиц в отношении к житейским нуждам  людей. Поэтому глава государства Александр Григорьевич
Лукашенко и поставил задачу самым решительным образом искоренить бюрократические проволочки в деятельности всех управленческих структур. Это одна из важнейших задач в построении государства для народа. Она настойчиво и последовательно решается. Нужно учитывать и еще одно исключительно важное обстоятельство. Скажите, кем депутат парламента является в глазах простых людей в первую очередь?
— Защитником.
— Вот-вот, именно защитником их интересов. Так к кому же обращаться в случае необходимости, как не к своему представителю в законодательном органе власти, — такова психология людей. И я не считаю, что это плохо. При нашей мажоритарной избирательной системе, когда выборы в Палату представителей проходят по одномандатным округам, парламентарий обязан быть в гуще жизни, а что, как не постоянное общение с людьми, оказание им помощи в решении, казалось бы, самых простых житейских нужд, дает такую возможность?
— Да и электоральный рейтинг депутата возрастает.
— Важнее другое. Работая с устными и письменными обращениями, помогая, советуя и консультируя, он  держит руку на пульсе повседневных нужд и настроений граждан, глубже вникает в местные и региональные социально-экономические проблемы, при необходимости обращает на них внимание вышестоящих и республиканских органов власти. В этой, казалось бы, “непарламентской” работе тоже выкристаллизовывается позиция государственника. Вот такое мое мнение.
— В декабре прошедшего года парламент принял дополнения и изменения в некоторые законы о проведении выборов и референдумов. По обновленному законодательству 25 апреля состоятся выборы в местные Советы депутатов. Депутаты Палаты представителей отслеживают избирательный процесс?
— Это не наши полномочия. Но мы, конечно, изучаем предвыборную информацию, в том числе и в своих избирательных округах, — ежемесячно одна неделя в рабочем графике депутатов выездная. Посещая предприятия, хозяйства, учреждения и организации, встречаясь с трудовыми коллективами, интересуемся и ходом избирательной кампании, выборными вопросами.
— Своеобразный экзит-пол?
— Нет, никаких специальных опросов мы не проводим. Поправки в избирательное законодательство, в том числе касающиеся выборов в местные Советы, готовились и прорабатывались довольно тщательно, с учетом широкого спектра вопросов общественно-политической жизни страны, предложений общественности и органов государственной власти, депутатов местных Советов разных уровней, европейских парламентских структур. Думаю, что говорить об эффективности законодательных новшеств еще преждевременно. Выводы можно будет сделать только после завершения выборов и подведения  их  итогов. Могу сказать по этому поводу только одно: сделан серьезный шаг в совершенствовании избирательного процесса.
— Если судить по опыту прежних лет, интерес избирателей к выборам в местные Советы ниже, чем к  выборам в парламент. Как вы считаете, появится ли интрига в местных выборах в связи с более активным, чем прежде, участием в проходящей сейчас избирательной кампании  политических партий и общественных объединений?
— Знаете, чего мне не  хочется в проведении любых выборов, так это интриг, так как интриги ни к чему хорошему не приводят, а только вредят делу. Любому, и депутатскому в том числе. Градус интереса избирателей к выборам в местные Советы надо повышать как их вдумчивой организацией, так и активностью тех, кто решил претендовать на депутатский мандат, и их инициативных групп. Полагаю, что участие политических партий и общественных объединений в выборах способно придать им более заметную конкуренцию избирательных программ и идей. Это плюс.
— А минус?
— Минусом может стать стремление пройти в депутаты с помощью демагогии, то есть если кандидат в депутаты сделает ставку не на толковые предложения, разъяснение людям своего видения путей решения местных проблем, а на страшилки — пустопорожнюю критику всего и вся либо личности своих конкурентов. Но, думаю, такой подход к избирательной борьбе вряд ли   получит поддержку людей.
— Абсолютное большинство инициативных групп по выдвижению кандидатов в депутаты местных Советов от представителей политических партий были избиркомами зарегистрированы. Однако, как известно, на участие в выборах решились не все партии. Может, в этом есть резон — оставаясь за кулисами, сохранить свое реноме?
— Чтобы его иметь, надо решать конкретные общественно значимые вопросы, а не просто числиться на бумаге в качестве партийной или общественной структуры либо периодически засвечиваться нарушениями общественного порядка под партийными лозунгами, далекими от действительных нужд простых граждан. Только та партия и та общественная организация живая, о которой люди не просто слышали, а о которой знают в стране, то ли в городе, районе, то ли в поселке, селе по практическим, полезным людям делам. Те и наиболее авторитетны. Я считаю, что существенно обновленное избирательное законодательство дало партиям и общественным организациям хорошую возможность показать людям на местах свою способность решать конкретные задачи органов местного самоуправления.
— Чем, на ваш взгляд, объясняется невысокое общественное доверие оппозиционным партиям?
— Они увязли в сплошном негативизме, который не принимается нормальным, здравым умом. Транслируемое оппозиционными партиями неизменно черное видение новейшей истории Беларуси, происходящих в стране событий и явлений отторгается, как чуждое абсолютному большинству граждан. Поэтому и все попытки разжигания в обществе искусственных протестных настроений терпят провал. Такова реальность. В этом ключевая причина и малочисленности оппозиции, и низких тиражей ее печатных изданий.
— И все же, как вы думаете, есть ли у оппозиционных партий шансы продвинуть своих представителей в депутаты местных Советов?
— Это зависит от них самих. Действующее законодательство обеспечивает равные условия для всех участников выборов.
— Однако, судя по заявлениям некоторых руководящих лиц партий, душа их к низовой работе не лежит, поэтому сами они баллотироваться в депутаты местных Советов не будут. Вот такая позиция.
— На ход избирательной кампании она не влияет. По прошедшему предвыборному периоду прослеживается, что круг активных участников избирательного процесса расширился. Причем интерес к работе в органах местного самоуправления проявляет все больше граждан разных профессий и разных возрастов. Многим из них не потребуется “раскрутка”, поиск способов обратить на себя внимание общественности, так как они известные, авторитетные люди в трудовых коллективах и регионах. Естественно, что доверие к ним есть. Другим же претендентам на депутатский мандат еще предстоит доказать обоснованность своего выдвижения, найти веские аргументы, чтобы заручиться поддержкой избирателей для “проходного балла”.
— При каких условиях новый состав местных Советов будет более дееспособным, чем нынешний? Как вы полагаете?
— Я хотел бы сказать, что местными Советами депутатов за последние годы наработано немало позитивного, что положительно отражается на социально-экономическом развитии регионов. К этому приложил свою руку и Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Беларуси. Участвуя в сессиях местных Советов и заседаниях исполкомов, мы, депутаты Палаты представителей, часто отмечаем активную позицию наших коллег из местных Советов. Причем она проявляется не просто в критичном подходе к региональным проблемам, а в довольно толковых инициативах и предложениях местным исполнительным и распорядительным органам по формированию местных бюджетов, совершенствованию налогообложения, использованию средств и другим вопросам.
Полагаю, что, вливая новые, свежие силы в местные Советы и сохранив преемственность депутатского состава нынешнего и предстоящего созывов, можно достичь оптимального кадрового баланса, который позволит сосредоточить усилия Советов на самых актуальных для конкретной территории задачах. При некотором отличии этих задач, в зависимости от уровня Совета и специфики региона, есть и общие приоритеты. Имею в виду прежде всего стимулирование экономического роста, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и образования, а также другие серьезные задачи социального характера. От депутатов местных Советов во многом зависит налаженность бытового, транспортного и торгового обслуживания населения, содержание больниц, школ и детских садов, состояние дорог, улиц, подворий, наличие в домах тепла, воды, электроэнергии.
Чтобы внести свой весомый вклад в дальнейшее развитие территорий и  регионов, новым Советам потребуется максимальная активность и плотное конструктивное взаимодействие с исполнительными и распорядительными органами.
— Взаимодействие — по какой модели?
— Как определено законодательством — четко очерченная компетенция, партнерские деловые отношения и общая, одинаковая ответственность за принимаемые решения и действия. При всем разграничении полномочий у Советов депутатов и исполкомов всегда, полагаю, только один вектор движения — это движение вперед в улучшении качества жизни людей. И он неделим.
— Значит, планка требований к деловым и личностным качествам кандидатов в депутаты повышается?
— Несомненно, так. Непростые нынешние времена пройдут, но чтобы они прошли быстрее, на депутатском поприще должны трудиться ответственные, компетентные люди, знающие реальную ситуацию на своем участке работы, понимающие задачи, которые стоят перед страной, конкретным регионом  и способные генерировать и предметно реализовать интересные идеи и проекты, решать проблемы избирателей. Таких кандидатов в депутаты немало. Достойные в местах работы и проживания, как говорится, на виду и на слуху.
— Как, по вашему мнению, пройдут апрельские выборы?
— Я уверен, выборы в местные Советы депутатов пройдут нормально, то есть демократично, прозрачно и свободно. По букве и духу закона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter