Вековечно второй?

Все значимое, все сдобренное подлинной мыслью и опытом рождается на свете не сразу. Конечно, должны пройти годы, порой десятилетия, прежде чем человеческие действия отольются в значительный результат, который может остаться в истории. Жизнь Анатолия Делендика подтверждает приведенную сентенцию с убеждающей наглядностью. Человек, родившийся семь десятков лет назад, прошел вместе со своим народом все испытания, которые выпали на его долю. В девять своих мальчишеских лет он был юным разведчиком в партизанском отряде, а позже «адъютантом» партизанского генерала В.Козлова, впоследствии Председателя Верховного Совета БССР. Война оставила глубокий след в его сердце – столько бед, столько страданий прошло перед его глазами. Не в этом ли причина, что после школы Анатолий Делендик поступил в мединститут? Простая и прекрасная в своей гуманной основе идея – помочь людям в исцелении их, в избавлении от ран телесных и душевных. Бесконечное терпение и упорство вместе с гуманностью – отличительные черты врачевателя. Все они вместе с присущим А.Делендику традиционным белорусским трудолюбием сказались и тогда, когда в нем обнаружилась художественная «искра». Он писал рассказы и юморески (помнится, в «Библиотечке «Вожыка» вышла его небольшая книжечка), исподволь готовя свой дебют в драматургии. И дебют состоялся и был оглушающе ярок. Первая пьеса Анатолия Делендика «Вызов богам» («Четыре креста на солнце») принесла ему поистине всесоюзную известность и была поставлена в более чем 100 театрах СССР и за рубежом. В 70-е годы, после постановки психологической драмы «Ночное дежурство» на сцене Национального театра имени Янки Купалы и появления ряда комедий («Амазонки» — 1972 г., «Операция «Многоженец» — 1974 г., «Гиппопотам» — 1978 г.), Анатолий Делендик медленно, но верно занимает второе место в отечественной драматургии. Вслед за олицетворением этой самой драматургии с середины 50-х годов и до начала 80-х Андреем Макаенком. В 70-е годы налаживает контакты и с «десятой музой», появляются его сценарии, по ним ставятся фильмы (ныне на его «боевом» счету 6 игровых кинолент). Получены Гран-при на Международном кинофестивале в Варне за снятый в Киеве фильм «Познай себя» (1972) и премия за лучший сценарий совместного с Чехословакией фильма «Завтра будет поздно» на фестивале в Пльзене (1973). В 80-е, когда А.Делендик снова вернулся в родной дом, в театр, и когда не стало А.Макаенка, «драматургический трон» Беларуси мало-помалу осваивал новый претендент – Алексей Дударев. Однако, что приятно отметить, А.Делендик с поистине партизанским упорством просто продолжал работать. Как и в 90-е, когда трансформация общества выбросила на обочину множество людей, в том числе творческих. Я знаю многих писателей, которые сломались, не знали, что делать, перестали писать. Анатолий Делендик написал за это время никак не меньше восьми пьес, из десяти книг в числе последних изданных — сборник комедий «Султан Брунея» (1999 г.) и сборник шести повестей для экрана «Дон Жуан в эпоху риска» (2003 г.). В последние годы в журнале «Нёман» опубликованы «Иронические мемуары», журнал «Маладосць» напечатал повесть «Дон Жуан в эпоху риска», а в журнале «Немига» опубликованы драматическая повесть «Грешница» и трагикомедия «Скакал казак за океан». В Национальном академическом театре имени Янки Купалы вот уже пятый сезон под смех и аплодисменты зрителей идет комедия «Вкус яблока». Кстати, это еще одна «фирменная» черта драматурга А.Делендика. Он изумительно точно, словно счетчик Гейгера, определяет шкалу интересов и запросов зрителя. Новейший пример – недавно снятая по сценарию автора на киностудии «Беларусьфильм» историческая кинолента «Анастасия Слуцкая». Сколько упреков выслушали создатели, в том числе и автор сценария. А фильм просто утверждает глубокую патриотическую идею, создавая по-своему яркий образ белорусской Жанны Д’Арк. Стоит ли после этого удивляться тому, что он пользуется таким мощным успехом у зрителей (в прокате по РБ обошел «Титаник»), вниманием прессы (150 публикаций в газетах и журналах только за первые три месяца и 3600 материалов в Интернете) и собирает призы на кинофестивалях? …Как же все-таки с «драматическим троном»? Ведь пока А.Делендик в присущем ему ритмичном стиле системно, как модно нынче говорить, работает, над постсоветским пространством взошла яркая звезда нового белорусского драматического дарования. И что – герой наш опять «вечно второй»? …А в конечном итоге, бог с ним, с местом под солнцем! Важно, что к своему 70-му юбилею Анатолий Андреевич Делендик пришел автором 17 поставленных пьес, 10 изданных книг, 6 снятых художественных фильмов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter