Века проступили сквозь лики

Криминалисты помогли музейщикам из Бреста определить настоящий возраст древних икон

В брестском музее «Спасенные художественные ценности» открылась выставка икон «Святые жены». Экспозицию готовили основательно — больше двух лет. В залах музея представлено 150 православных икон XVIII—XIX веков. Особое внимание посетителей приковано к «Похвале Пресвятой Богородицы с Акафистом». Считалось, что эта икона была написана в XIX веке. Однако недавно брестские музейщики выяснили — образ на 100 лет старше! И помогло им в этом криминалистическое оборудование. Накануне выставки корреспондент «Р» пообщался с авторами сенсации и узнал, как экспертам удается порой увидеть все то, что скрыто.
В Брестском областном краеведческом музее открылась выставка икон «Святые жены».

Глаз да глаз


— В сентябре мы заключили договор с компанией «Регула», которая занимается производством техники для криминалистических исследований, — рассказывает директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков. — Компания предоставила нам необходимое оборудование, а мы, в свою очередь, готовим отчеты о его работе. Для музейных работников, реставраторов электронная лупа и мощный микроскоп — огромное подспорье.

В музее оборудование без дела не пылится. Еще бы — видеоспектральная люминесцентная лупа, например, позволяет увидеть то, что невооруженным глазом заметить невозможно. Алексей Митюков продолжает:

— С помощью этой техники мы можем исследовать наши коллекции иконописи, живописи, чтобы более точно определить датировку и авторство работ. К тому же художники XVIII—XIX веков часто новые картины писали поверх старых. Кто знает, может, будут и такие открытия.

Пока же музейщикам удалось «состарить» икону «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом». Причем сразу на столетие. В областной краеведческий музей ее передали сотрудники Брестской таможни в январе 1980 года. Считалось, что «Похвала» была написана неизвестным автором в XIX столетии. Однако ведущий научный сотрудник Брестского областного краеведческого музея Елена Куприянюк предположила, что икона может быть старше:

— Здесь есть элементы прямой перспективы, что характерно как для светской живописи, так и для иконописи XVIII века. К тому же шпонки в XIX веке использовались другие. В общем, начала просматривать эту работу через электронную лупу. Когда добралась до последнего угла, испытала легкий шок.

Сквозь магический кристалл


Елена Евгеньевна надевает перчатки, берет небольшой аппарат, чем-то по форме напоминающий компьютерную мышку. Это и есть видеоспектральная люминесцентная лупа «Регула». Она может работать в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах. Изображение выводится на экран монитора многократно увеличенным:

— Написанная икона покрывалась олифой. Ее, как правило, делали из смеси конопляного масла и янтаря. Со временем олифа темнеет, но если бы мы сняли этот слой, то увидели бы очень яркую и гармоничную живопись. Благодаря тому, что электронная лупа работает в инфракрасном режиме, можно рассмотреть икону под темной олифой, без бликов и искажений, — поясняет Елена Куприянюк.

Видеоспектральная лупа «Регула» — незаменимый помощник музейщиков

Она переносит мышку в нижний правый угол «Похвалы Пресвятой Богородицы с Акафистом». Разгадка времени ее написания кроется здесь:

— Видите, красная надпись. Невооруженным глазом ее и не заметишь: «Совершися сей образ…» — и все, дата утрачена. Но вот есть одна буковка из церковнославянского алфавита — «пси». Это означает, что икона была написана в XVIII веке, а не в XIX, как считалось ранее.

Елена Куприянюк с иконами работает более 20 лет.

— Когда пришла в музей, думала, что это ненадолго. Но начала работать с коллекцией иконописи и поняла, что пропала, — улыбается Елена Евгеньевна. О своей работе она рассказывает увлеченно и интересно. Перед нами лежит «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом». Склонившись над иконой, пытаемся рассмотреть мелкие детали, каждый из 24 сюжетов. Пока без помощи электронной лупы.

— Акафист — это хвалебный гимн. Он состоит из 24 песен. На этой иконе 24 клейма, каждое из которых передает сюжет одной песни, — объясняет научный сотрудник.

Эксперты выяснили, что икона «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом» написана не в XVIII веке, а столетием раньше
На иконе множество мелких деталей, ликов. Видны общие черты лиц, но что они выражают, сказать невозможно. Кажется, даже человеку с самым лучшим в мире зрением это не под силу. Все меняется, если на икону навести электронную лупу. Результат ошеломляет. На мониторе все выглядит совершенно иначе. Елена Куприянюк комментирует:

— Ликов людей, сидящих в лодке, невооруженным глазом не разглядеть. Но на мониторе видно, что у каждого человека своя мимика, свое выражение лица. Икона просто переполнена эмоциями! И увидеть это мы смогли только с помощью специальной техники. Как художник смог написать столь мелкие детали — загадка. Но он явно был очень талантлив. Акафист — образец поэзии. И чтобы так точно воплотить его в красках, нужно и самому быть не только художником, но и поэтом.

Находки еще возможны


Иконы, на которых указано имя автора, к слову, очень редки. Хотя указ Петра I обязывал иконописцев подписывать свои работы, чтобы они не допускали небрежности, богохульства. Но Церковь не одобрила это новшество, считая, что человек не должен оставлять свое грешное имя на святыне. Поэтому подписные иконы встречаются крайне редко, оттого они и ценны.

В музее «Спасенные художественные ценности», например, хранится работа одного из лучших иконописцев московской школы начала XIX века Василия Фетцова. Известно о двух его сохранившихся работах. Одна из них находится в Москве, другая — в Бресте. Быть может, благодаря новому оборудованию удастся установить авторов еще нескольких работ. В Брестском областном краеведческом музее ждут новых открытий.

p.losich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?