Век воли не видать?

Рекордные сроки тюремного заключения

Рекордные сроки тюремного заключения


О сроках тюремного заключения в древности историкам известно немногое: в порядке вещей был арест целых династий и бессрочное их содержание в нечеловеческих условиях. Наиболее достоверные сведения о сверхдлительных сроках относятся к позднему средневековью: инквизиторы жестоко истребили орден катаров, большинство монахов были сожжены, остальные приговорены к пожизненному заключению — двух последних монахов выпустили из крепости Монсегюр в 1296 году. Они провели в камере вдвоем 52 года. Их дальнейшая судьба неизвестна.


Народоволец Николай Александрович Морозов, осужденный за участие в подготовке покушения на Александра II, провел в одиночной камере более 20 лет, сначала в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, затем в Шлиссельбургской. До сих пор ученые бьются над разгадкой феномена Морозова, превратившего тюрьму в... «свои университеты». За время заточения он написал более 15.000 страниц гениальных научных трудов по астрономии, биологии, геологии, истории, истории культуры, математике, научному атеизму, физике, философии, химии, языкознанию и другим наукам и сделал несколько открытий мирового значения. Морозов теоретически предсказал и подробно обосновал и сложность строения атома, разработал основы качественного математического анализа, изучил несколько иностранных языков, писал стихи. В качестве зарядки узник проделывал по камере многоверстовые прогулки... Через два года после освобождения ему без защиты была присвоена ученая степень доктора наук. А вскоре министерство просвещения царского правительства утвердило его в звании профессора, несмотря на официальное отсутствие даже среднего образования.


Его возлюбленная Вера Фигнер, проведшая в одиночной камере 20 лет, ежедневно делала по 10 верст и говорила, что, мол, до Морозова ей далеко. Все, кто знал В.Фигнер, отмечали: именно на эти 20 лет она всегда и выглядела моложе, словно законсервировавшись на все время заключения. И в 80 лет сохраняла поразительную живость ума.


А вот Михаил Бейдеман, о котором Ольга Форш написала самый страшный свой роман «Одеты камнем», провел в Алексеевском равелине 20 лет. Первые годы много работал, писал философские статьи. Но в середине срока сошел с ума, и остаток жизни провел в психиатрической больнице в Казани.


Самый длительный тюремный срок, о котором знает история, выпал на долю американца Пола Хейдела. В 1911 году семнадцатилетним юношей он убил человека. Суд обнаружил смягчающие обстоятельства, и вместо смертной казни Хейдел получил пожизненное заключение. От досрочного освобождения он почему–то отказался и просидел практически весь ХХ век — почти 69 лет, с 1911 по 1980 год. 86–летним стариком он был выпущен на волю и покинул тюрьму Фишкилл в Биконе, штат Нью–Йорк, попавшую благодаря ему в Книгу рекордов Гиннесса. О дальнейшей его судьбе тоже ничего неизвестно.


27 лет в одиночке тюрьмы на острове Роббен, известной ужасными условиями, провел Нельсон Мандела. Все эти годы его жена Винни не позволяла миру забыть о пламенном борце с апартеидом. После триумфального освобождения и избрания президентом ЮАР супруги со скандалом развелись.


В России на самое длительное заключение может претендовать правозащитник Низаметдин Ахмедов, просидевший (правда, с перерывами) больше 30 лет.


Что касается мрачных рекордов для одиночных камер, то японец Садамити Хиросава в 1948 году отравил нескольких служащих банка цианистым калием, чтобы стащить 370 долларов. Для японца в послевоенные годы это была немалая сумма. Хиросава просидел 39 лет в ожидании смертной казни и умер в 1989 году.


А самый большой срок тюремного заключения (правда, не в одиночке) достался на долю Билла Уоллеса, который в 1925 году в Австралии застрелил человека и прожил в тюрьме последние 69 лет своей жизни. Он умер в 1989 году в тюремной психиатрической больнице, и было ему 107 лет.


В Беларуси столь длительных сроков заключения суды никому не назначали, однако своеобразные рекордсмены есть и у нас. Скажем, 23–летнего Александра Корсака за убийство с особой жестокостью двух человек приговорили к 23 годам лишения свободы. Молодой человек зарезал своего родного брата и его супругу ради обладания... их компьютером.


31–летний Александр Кравцов совершил убийство в порыве ревности. Ему постоянно казалось, что жена изменяет ему. Поэтому он воткнул нож в грудь первому же мужчине, который пришел к ним в гости. Пока соседи вызывали милицию, Кравцов выбежал на улицу, схватил проходящую мимо девушку и приставил к ее горлу нож, угрожая заложнице убийством. К ее счастью, как раз подоспел милицейский наряд: «террориста» обезоружили, заложницу спасли. По решению суда преступник отправился за решетку на 24 года.


А одним из самых пожилых убийц можно считать 75–летнего Владимира Савича, который получил 19 лет за убийство своей сожительницы, — он заподозрил ее в воровстве продуктов, а после убийства расчленил труп.


Цифра «СБ»


С 2003 года в Беларуси на срок от 15 лет и более осуждено свыше 1.000 человек. От 15 до 25 получили 1.036, к пожизненному заключению приговорены 49 человек. Все они содержатся в Жодинской спецтюрьме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter