Рецепты бодрости от трех белорусок, которым уже исполнилось по 115 лет

Век пережить и поле перейти

Пока СМИ трубят о пересадке Рокфеллеру шестого сердца,  некоторые белорусские сельчанки ухитряются разменять двенадцатое десятилетие без всяких «запасных» органов. В чем секрет?

Одна из нынешних мировых лидеров по долголетию отбивалась от смерти вином и… рапирой, страстно фехтуя. В поединке за демографическую безопасность у нас в стране также перевес на стороне красной линии жизни. С начала года белорусов стало на 4 тысячи 474 человека больше — на 1 июля в стране живут 9 миллионов 485,3 тысячи человек. Хотя с Японией по числу рекордсменов нам пока тягаться нелегко, однако три наши соотечественницы достигли рекордной отметки 115 лет! Все они уроженки сельской местности. Рецепты их бодрости и многих десятилетий активной жизни изучили корреспонденты «СГ».


Екатерина Степановна Гаврильчик из оршанского агрогородка Бабиничи пьет особую воду

Думаете, нельзя дожить до таких лет и сохранить здравый рассудок, да и просто интерес к процессу бытия? Екатерина Степановна ГАВРИЛЬЧИК запросто опровергает своим примером сложившийся стереотип. С супердолгожительницей познакомилась еще два года назад. Кто бы мог подумать, что до сих пор баба Катя не только хорошо помнит подробности из своей биографии, но еще и песню споет… 

  

Екатерина Степановна родилась в деревне Кульгаи Глубокского района в большой семье. Сестра и брат умерли рано, осталась Катя с родителями и двумя сестрами — Анастасией и Василиной. Чтобы хоть как-то прокормиться, детям пришлось с малолетства работать. Сельчанка вспоминает:

— В школу не ходила, с девяти лет начала трудиться. Из Кульгаев мы переселились в деревню Заполье Оршанского района. Жил там пан Базылевич из Украины, из богатых. И хозяйство у него большое было. Вот и пошла худенькая, маленькая — совсем еще ребенок — к нему работать. Пану постоянно твердили: «Это не ваша работница». Однако я справилась и вскоре стала незаменимой.

У пана было 10 коров, 18 свиней, 12 овец. Всю животину нужно досмотреть — коровок подоить, овец остричь.

— Помню, пошла в поле овец пасти. Вдруг откуда ни возьмись волк, схватил одну бедолагу. Я, не думая об опасности, за ним погналась, кричу «а-ту», так зверь бросил овечечку и на меня собрался кинуться. Хорошо, что другой пастух крики услышал, отогнал «драпежніка», — ясной памяти Екатерины Степановны можно позавидовать.

Так проработала она у пана четыре года. У кого что подсмотрит, тому и учится. Стала мастерски и ткать, и валенки валять. Позже научилась кроить. Однако за свою работу тетя Катя денег не брала. Если кто продуктами помогал, то и ладно, уточняет племянница Екатерины Степановны Софья Выборная, которая ухаживает за бабушкой.

Так долгие годы жила-поживала семья Гаврильчиков. Почем фунт лиха, Екатерина знала не понаслышке.

— То у одних поработаю, то у других. За работу мою много не платили. Хорошо, что хоть кормили. Трудно было, что и говорить, но ведь жили… — вспоминает баба Катя.

Работала Екатерина Степановна от зари до зари. С утра в лес побежит, ягодки, грибочки собирать. Этим и кормилась. «Может, поэтому так долго и живу?» — задается вопросом сельчанка. Впрочем, секретов красоты и долголетия за такую длинную жизнь Екатерина Степановна насобирала много: «Водичку брала только из канала, который два озера соединял. На этой водице даже квас настаивала. Кипятила ее, хлеб поджаренный добавляла, немного дрожжей туда, а если не было, так сахарку немного. Вкуснота получалась!»

Помимо этого, баба Катя в церковь каждое воскресенье ходила. Причем босиком. Лапти за плечи повесит и молится.

— Она у нас все посты соблюдает, это только последнее время немного от них отступает — здоровье уже не то. Капустку любит, щи особенно, а клюква постоянно на стульчике возле кровати стоит. Может, как один из рецептов долголетия? Всю жизнь она этим и питалась, поэтому привычкам не изменяет. Моется только по четвергам и субботам, — рассказывает племянница.

А лучшее средство от всех болезней у бабы Кати — простая соль. Насыплет она ее в мешочки и прикладывает к месту, которое болит. Так и лечится.

А еще петь любит.

— Про Василечка-голубочка знаете? Моя любимая… Ой, а песен я уже и не помню почти. Раньше и «шлюбные», и даже тюремные знала — память у меня хорошая была, да и голос тоже. Пусть хоть за пять километров поют — все запомню. А потом хожу и напеваю… — вспоминает Екатерина Степановна.

— Бабуля у нас крепкая. Врач однажды сказала: «Ты своим сердцем еще мне жару дашь». Так оно и есть, — смеется племянница.

— Я еще поживу, — соглашается с племянницей баба Катя.


Жительница минского агрогородка Сеница Юлия Викторовна Хацкевич трудилась в совхозе с 1930 года

В этом году она перешагнула 115-летний рубеж. Возможно, источник ее долголетия нужно поискать в родных местах? По документам родилась она в деревне Липск Докшицкого района, но большую часть жизни провела в соседней деревне Кадлубище. Как пояснила нам управляющая делами Березинского сельисполкома Мария Пунтус, эти места — настоящий оазис нетронутой природы. Со всех сторон маленькая деревенька, сожженная во время войны и позже восстановленная, окружена лесами Березинского биосферного заповедника. 

  

Хотя Витебщина и не славится обилием юбиляров, перешагнувших столетний рубеж, но в Березинском сельсовете и сегодня на учете есть несколько бабушек весьма преклонного возраста. К примеру, 96 лет исполнилось Анне Вашкевич из деревни Березино, 93-е лето встретила Ольга Агапонько из Осетища.

В роду у Юлии Викторовны тоже были долгожительницы: ее мама прожила сто десять лет, а свекровь преодолела 106-летний рубеж. Сама же она под старость сначала перебралась к дочери Зинаиде в агрогородок Сеница Минского района. Однако сейчас Викторовна живет у другой дочери, Надежды, в минской квартире. Из дома она уже давно не выходит — годы берут свое.

Тягот девочка, появившаяся на свет в самом начале XX века, пережила немало. До 1923 года в Кадлубище не было даже начальной школы. Журналистам газеты «Прысталічча» и сотрудникам управления по труду, занятости и соцзащите Минского райисполкома бабушка Юлия рассказывала, что детей у ее мамы было пятеро. Жила семья небогато, трудились все от мала до велика. Грамоте обучал за еду учитель прямо на дому. Работала сельчанка сначала в личном хозяйстве, потом в колхозе. Настоящим испытанием для нее стала полученная в 1945-м похоронка на мужа. Однако произошло настоящее чудо: Василий все же вернулся с войны. Правда, стал инвалидом из-за ранения на фронте. В их семье было четверо детей: дочки Зина и Надя родились еще до войны, Аня — в 1943 году, а сын Дима — в 1947-м. Послевоенные годы были голодными, так что в поисках прокорма для малышей Юлии довелось оказаться в Восточной Пруссии. Оттуда хозяйка, кроме небольшого количества муки, привезла отличную швейную машинку и всех трех дочек и сына долгое время обшивала сама. Руки у нее золотые: муж смастерил станок, так что и рушники ткала, и ковры. А ведь и на работе приходилось вкалывать от зари до зари. В управлении по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома рассказали, что в совхозе «Красное Кадлубище» Юлия Викторовна трудилась с 1930 года. После войны тот переименовали в колхоз «Путь к коммунизму», там она и продолжала свой трудовой путь до 1981 года. Поразительно, ведь уже и в то время ее возраст был более чем солидным!

В разговоре с журналистами бабушка призналась, что никаких особых секретов у нее нет. Была, как все, пахала много, все время на земле. А еще о других думала больше, чем о себе, и всегда верила в Бога.


Ольга Андреевна Урбанович из Волковыска не любит публичности

Гродненщина — традиционный лидер по количеству долгожителей. Только в Волковысском районе здравствуют  20  человек, которые  отметили  вековой  юбилей. Рекордсменка среди них — Ольга Андреевна УРБАНОВИЧ, 3 мая ей исполнилось 115 лет. В чем феномен долголетия? 

  

Внучка Нина Соловей забрала бабушку из деревни Доброволя Свислочского района к себе в Волковыск 14 лет назад. Когда встал вопрос о переезде к внучке, Ольга Андреевна на уговоры поддалась не сразу: родной дом милее.

От лишнего внимания, особенно со стороны прессы, Нина Владимировна бабушку оберегает. Но если и принимает в доме журналистов, то Ольге Андреевне представляет коллег как сотрудников пенсионного фонда или социальной службы. Иначе никак: долгожительница от каких-либо интервью отказывается. Говорит, давно уже ничего не видит (ослепла), плохо слышит. К чему публичность на склоне лет?

Формула долголетия Ольги Андреевны такова: тишина, свежий воздух (выросла она в Беловежской пуще) и простая, домашняя, то есть экологически чистая, еда. Все, что давала родная земля в Свислочском районе, — то и шло на стол, особенно квашеная капуста да бочковые огурцы, грибы-ягоды, молочная продукция местного приготовления. И еще одно обстоятельство, рассуждает Ольга Андреевна:

— Долго живу, потому что сердце каменное у меня. Судите сами: похоронила всех своих троих детей и троих внуков. Сама живу. Хлебнула горя сполна.

О царских временах и тех, когда Западная Беларусь была частью Польши, долгожительница вспоминает неохотно — натерпелась. Выросла в бедной семье крестьян, вышла замуж, родила троих детей, на войну проводила мужа, который с фронта вернулся с... другой женщиной. Пришлось со своего хутора перевезти при помощи родного брата дом в деревню. Тяжелое восстановление хозяйства после освобождения. А вся трудовая биография неразрывно связана с колхозом: много лет отработала Ольга Андреевна полеводом.

Нину Соловей бабушка научила главному: любить жизнь, не пасовать перед трудностями, жить по совести, быть милосердной и гостеприимной. Особенно любила раньше долгожительница, когда в ее доме собиралась семья, приезжали дети и родственники. Хлебосольности пенсионерки можно было позавидовать: обязательно на столе был хлеб собственного приготовления и разные домашние вкусности.

А еще Ольга Андреевна — кладезь народной мудрости. Знает много молитв и песен, а внучка старается записать их. Складывает в отдельную папочку вместе с газетными вырезками и фотографиями, чтобы осталось на память ценное наследство — гордость для потомков.

Кстати, несмотря на почтенный возраст, у Ольги Андреевны хорошая память: назовет по именам 11 внуков, 21 правнука, 24 праправнуков. Знает, как у кого из них устроена жизнь, кто где и чем занимается.


Мировые рекорды долголетия

Жанна КАЛЬМАН из Франции дожила до 122 лет. Будучи в летах, она дымила как паровоз, втирала в кожу оливковое масло, каталась на велосипеде и съедала в неделю почти килограмм шоколада. При этом регулярно попивала дешевое красное вино.

Умерла француженка в 1997 году, став старейшим за всю историю человеком на Земле. По предположению исследователей, протянуть век с лишним ей помогли еще и занятия фехтованием, невозмутимость, а также прекрасное чувство юмора и смекалка. В 90 лет Кальман «нагрела» своего адвоката на 180 тысяч долларов, заключив с ним сделку: он должен был выплачивать ей по полтысячи условных единиц каждый месяц, а после ее кончины как вознаграждение получал в собственность дом. Но умирать дама не торопилась. Так прошло 32 года, юрист лишился суммы, которая в итоге превысила рыночную стоимость жилища, и сам покинул этот мир.

— Обратите внимание, что Жанна Кальман была довольно стройной, хоть и ела столько шоколада, — говорит доцент кафедры геронтологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Любовь Воронина. — Видимо, у нее был отличный обмен веществ. В сладком продукте много масел и витаминов, которые необходимы для восстановления клеточных стенок и активной работы нервной системы. Известный всем факт: шоколад не только способствует обновлению кожи, но и поднимает настроение. А знаете ее знаменитый совет? Жанна призывает пить не больше бутылки красного вина в день…

По словам сотрудника кафедры, в спиртном напитке присутствует ресвератрол (выделяется некоторыми растениями в качестве защитной реакции против паразитов). Он продлевает жизнь, но меру знать все-таки стоит. А вот курение, наоборот, убивает: способствует гипоксии (кислородное голодание) и ухудшает микроциркуляцию в организме.

Если бы не генетические поломки, то почти каждый из нас дотянул бы до 110—120 лет. Сейчас есть тенденция к росту продолжительности жизни. В Болгарии много долгожителей, там многие увлечены болгарской палочкой (у нас эта закваска присутствует в простокваше Мечниковской). По расчетам Всемирной организации здравоохранения, в середине XXI века 120 лет будет вполне нормальный человеческий возраст.

Среди ныне здравствующих долгожителей рекордсменка — 116-летняя Сюзанна Джонс из Нью-Йорка. В прошлом месяце она возглавила рейтинг самых старых людей планеты, чей возраст подтвержден документально. Книга рекордов Гиннесса признала это первенство после смерти в апреле 117-летней японки Мисао Окава. Госпожа Джонс «сидит» на витаминах и лекарствах от давления, страдает от глаукомы. Ее завтрак напоминает нездоровую пятиминутку в «Макдоналдсе»: четыре полоски бекона с яичницей. Говорят, что она изящно одевается, а засыпает в семь вечера на десять часов. Утверждает, что ее тайна «бессмертия» — во сне.

Самый старый на Земле мужчина умер в 112 лет 5 июля этого года. В сентябре 2013 года журналисты его спросили: «Сколько он еще хочет жить?» Старец ответил, что два года. Так оно и получилось.

bizyk@sb.by

matelenok2011@mail.ru

uskova@sb.by

yasko@sb.by

Фото Татьяны БИЗЮК и Анжелики КУЧИНСКОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter