Почему тяжелее всего поступить на авиадиспетчера и как «оживить» самолет без топлива и реактивного двигателя

Век летать… и учиться

ОБСЛУЖИВАТЬ самолеты и готовить их к полетам – дело непростое. А контролировать передвижение воздушных судов в воздухе, выполняя при этом роль англоязычного регулировщика, еще сложнее. Этим премудростям учат в Белорусской государственной академии авиации на факультете гражданской авиации. Осваивается теория, за ней – практика в диспетчерских центрах аэропортов, у реальных крылатых машин… В итоге стены учебного заведения покидают профессионалы высокого уровня, от мастерства которых зависят жизни тысяч пассажиров.

Ведущий инженер по эксплуатации самолетов и двигателей Андрей ЛОЗОВСКИЙ на практическом
занятии с будущими авиатехниками.

Самолет… включить в розетку

Учебную авиационно-техническую базу на территории академии курсанты и преподаватели называют просто: аэродром. Только крылатые и винтокрылые машины здесь на вечной стоянке и служат макетами. Ведущий инженер по эксплуатации самолетов и двигателей Андрей Лозовский готовится к практическому занятию. Подтягиваются третьекурсники из 134-й группы отделения среднего специального образования — они уже в этом году получат специальность техников. Вместе идем к огромному реактивному Ту-154.

— Всю неделю после теоретических занятий ребята будут изучать строение крыла пассажирского самолета, его особенности и все тонкости обслуживания, — объясняет Андрей Викторович. – Кстати, все системы, кроме двигателя, работают так, как и должны. Запуск двигателей в черте города запрещен.

Специалист просит нас уйти из-под крыла и удаляется к щиту – частотному преобразователю электричества. Включает его и поднимается в кабину пилота — вдруг крыло оживает, закрылки плавно опускаются вниз:

— Так я объясняю, как устроена система, как ведет себя в воздухе. Показываю, как эти самые закрылки выпускать и как при этом изменяется динамика «тушки».

Лидчанин Алексей КОЗЛОВСКИЙ знакомит с кабиной пилотов
в пассажирском Ту-154.

 Юный лидчанин Алексей Козловский признался, что эта практика ему нравится больше всех, потому что есть возможность посетить борт ранее летавшей машины:

— Техникой никогда до этого не увлекался, но небо любил всегда. Поэтому поступил. Постепенно понял, что и как в самолете работает. За три года, считаю, досконально его изучил. Интереснее всего мне было разбираться в силовых установках.

В радисты идут и девушки

Кроме всего прочего, на факультете гражданской авиации готовят механиков, радистов, прибористов, диспетчеров. Начальник отдела по воспитательной работе с молодежью Елена Любецкая говорит, что труднее всего пройти отбор на авиадиспетчера. Кроме централизованного тестирования, абитуриента ждет серьезный психологический профессиональный отбор. Ведь нужно быть готовым следить одновременно за двадцатью судами, не срываться, действовать быстро. Еще будущих курсантов ожидает врачебно-летная экспертная комиссия, пока, конечно, менее строгая, чем для пилотов.

У начинающих диспетчеров технологическая и преддипломная практики проходят в учебно-тренажерном центре академии, а также на объектах РУП «Белаэронавигация» и РУП «Национальный аэропорт «Минск».

Солигорчанка Анастасия Бойко – будущий радист. Учится на пятом курсе:

— Мы прослушали лекции по теме радиолокации и системам связи. А теперь вместе с преподавателем идем на учебный радиополигон — здесь в пределах академии будем осваивать реальное оборудование.

Будущий радист Анастасия БОЙКО проверяет радиолокационную наземную станцию.

Интересуюсь, почему девушка выбрала себе такую необычную, неженскую, прямо скажем, профессию.

— А я еще в школе мечтала работать в автомастерской, только родители не представляли меня в этом деле. Здесь, по сути, та же не менее интересная техника, только работа с ней почище будет.

Первокурсник Денис Юркевич из деревни Бобрик Пинского района все свое школьное детство провел в гараже: перебирал мотоцикл «Минск». Парень пошел по стопам своих старших братьев, оба учатся здесь же. Осваивает специальность «Подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование» и по окончании собирается обслуживать взлетно-посадочную полосу либо буксировать самолеты по рулежным дорожкам. На прошлой неделе в одном из учебных корпусов посетил первое практическое занятие по резке металлов.

— Все говорят мне, что дальше будет еще интереснее. Я — на бюджете, а значит, парадную и рабочую форму для практики мне выдадут бесплатно. В общежитие заселили сразу, когда приехал, и очень удобно, что оно находится прямо на территории академии, — доволен Денис.

АВИАЦИОННАЯ академия занимает почти 16 гектаров, на этой площади два общежития. В одном из них пару этажей отведено для курсантов-военнослужащих. У них все, как в армии. У учащихся факультета гражданской авиации все не так строго. Однако и они должны приходить на занятия в форме.

Кроме того, здесь разместились пять учебных корпусов и 70 лабораторий. Для курсантов факультета гражданской авиации и военного факультета — по своему учебному аэродрому с настоящей авиационной техникой. На 1 октября в академии насчитывалось 1136 курсантов, порядка 90 процентов из них — из сельской местности.

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter