Исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Чернышева

Век хоккея

Исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Чернышева...

Исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Чернышева. В честь этого юбилея в Москве была торжественно открыта мемориальная доска на доме, где в течение полувека (с 1942 по 1992 год) жил великий тренер, с чьим именем неразрывно связана история советского хоккея.


Можно смело сказать, что с Чернышева эта история и началась, ведь именно он, играющий тренер московского «Динамо», начал отсчет заброшенных шайб в первом чемпионате СССР сезона–1946/1947, а затем привел «бело–голубых» к победе в турнире.


А несколько лет спустя под его руководством сборная страны победоносно дебютировала на мировой арене, чтобы надолго закрепиться на ней в качестве одной из ведущих команд на планете. В общей сложности Аркадий Иванович, занимавший должность старшего тренера сборной СССР в 1954 — 1957 и 1961 — 1972 годах, привел ее к победам на 11 чемпионатах мира и четырех Олимпийских играх.


Каким человеком был Чернышев? Чтобы ответить на этот вопрос, сегодня мы вспомним особо драматичные эпизоды из его биографии.


Уход с обидой на сердце


Когда в апреле 1992 года в некоторых газетах появилась заметка о кончине Аркадия Ивановича, многие болельщики недоумевали: неужели он до сих пор был жив? О Чернышеве подзабыли сказать даже во время празднования побед «Динамо» на стыке 1980 — 1990–х годов, когда этот клуб под руководством Владимира Юрзинова спустя 30 с лишним лет снова стал лучшим в СССР.


А между тем Чернышев, почти всеми забытый, более 10 лет коротал свои дни, полупарализованный, в своей небольшой квартире рядом с метро «Войковская». С ним часто созванивался и приходил в гости легендарный форвард Александр Мальцев, и хоккеисты знали, что, если надо узнать о Чернышеве, — лучше всего спросить у Саши.


Беда с Чернышевым произошла в 1983 году, когда Центральный совет «Динамо» проводил торжественный вечер по случаю 60–летия спортивного общества. Туда пригласили всех заслуженных ветеранов и некоторых действующих спортсменов, прославлявших «Динамо» на протяжении нескольких десятков лет. Кому, как не Чернышеву, который создал хоккейное «Динамо» с нуля, вывел его в первые чемпионы СССР, заложил на десятки лет вперед основы стиля самой команды, наконец, создал динамовскую детско–юношескую школу, сейчас носящую его имя, должно было быть уделено приоритетное внимание? Но в отличие от других ветеранов, которым раздали правительственные ордена и медали (а ведь Чернышев прославлял и Советский Союз), создателя хоккейного «Динамо» «отблагодарили» обычной грамотой. Из разряда тех, которые дают отличившемуся школьнику или студенту на спортивных соревнованиях. Такова была благодарность родного спортобщества выдающемуся тренеру.


Это сильно задело самолюбие наставника, который, будучи замкнутым и спокойным человеком, все беды и неудачи переживал внутри себя, не делясь ни с кем своими эмоциями и волнениями. Аркадий Иванович, не дожидаясь окончания торжеств, плюнул на все и поехал домой. Поставил машину в гараж и с горя выпил полстакана водки. До своего подъезда он так и не дошел. Неожиданно упал, сраженный инсультом, и долго пролежал на земле в сквере, пока сыну Борису не сообщили об этом.


«Чернышев так и не оправился от этого, утратив всякий интерес к жизни. Мы, конечно, не забывали о нем, часто навещали своего замечательного тренера, тем не менее помочь ему уже ничем не могли, — вспоминает динамовский ветеран Виталий Давыдов. — Аркадий Иванович принадлежал к сильным натурам, в жизни стойко перенес не один нокдаун, но не смог пережить оскорбление, полученное от чиновников родного общества. Так судьба облекла в трагический финал жизнь еще одного великого человека, о котором можно сказать словами Льва Толстого: «Где нет величия характера, там нет великого человека. Есть только идолы толпы, свергаемые временем».


След в футболе


Во все времена Аркадий Иванович пользовался особой популярностью у болельщиков. После матчей московского «Динамо» и сборной СССР его всегда сопровождала большая толпа. Так они и шли гурьбой до станции метро. И он никогда не делал попыток отмахнуться от них. Наоборот, идя в плотном окружении, на ходу отвечал на многочисленные вопросы болельщиков: кто и куда перешел, кто привлекается в сборную команду и т.п. Отвечал по существу, конкретно, часто с юмором, пока не входил в вагон метро.


Между тем, несмотря на славу великого хоккейного тренера, Чернышев отлично играл в русский хоккей, выступая за команду «Динамо», когда она пять раз выиграла Кубок СССР (чемпионаты страны не проводились), и в футбол, став двукратным чемпионом СССР, причем в 1937 году у динамовцев победа в чемпионате совпала с успехом в кубковом турнире.


В 1944 году руководители динамовского общества хотели заменить тренера Аркадьева, ушедшего в ЦДКА, Аркадием Чернышевым, капитаном команды, в которой что ни игрок был, то звезда. Он слыл подлинным вожаком, отличаясь не только надежной игрой, но и доброжелательностью к партнерам. Но кому быть тренером — решал Лаврентий Берия, который предпочел назначить Михаила Якушина. После этого Чернышеву не нашлось места в основном составе и он вместе с несколькими москвичами уехал на три года играть за возрождавшееся после войны минское «Динамо». Всеволод Бобров позже рассказывал, что ему трудно приходилось во встречах с минчанами, когда его «опекал» Чернышев, умевший сдерживать и другого знаменитого форварда — Григория Федотова. После возвращения из Минска Чернышев работал на протяжении нескольких лет тренером молодежной команды «Динамо», из которой вышли многие известные футболисты: Виктор Царев, Владимир Шабров, Юрий Володин, Лев Яшин.


Кстати, Яшин, помимо футбола, увлекался хоккеем, тоже стоял в воротах и был даже вторым призером чемпионата и обладателем кубка СССР 1953 года. Но Чернышев, как ни грустно ему было расставаться со Львом, рекомендовал его в футбольную команду мастеров, считая, что в футболе у Яшина будет славы больше, чем в хоккее, да и материальные условия у футболистов были лучше.


Дело было в Стокгольме


А в 1946 году в жизни Чернышева произошел коренной поворот. В нашей стране появился новый вид спорта — канадский хоккей, как тогда его называли. Аркадию Ивановичу сразу пришлась по душе эта искрометная, по–настоящему мужская игра. С тех пор вся его жизнь неразрывно связана с хоккеем. Это он, Аркадий Чернышев, был играющим тренером «Динамо», которое в 1947 году стало первым чемпионом страны. Это он стал автором первого забитого в чемпионате СССР гола (а всего он провел 11 матчей и забросил 4 шайбы). Произошло это на 7–й минуте первого матча турнира с архангельским «Водником».


С 1948 года Аркадий Иванович целиком переключился на тренерскую работу. 28 лет он бессменно возглавлял московское «Динамо», которое за это время дважды выиграло золотые медали чемпионов и Кубок СССР, 22 раза становилось призером первенства. В 1948 году Чернышеву было присвоено звание заслуженного мастера спорта, а в 1957–м — заслуженного тренера СССР.


7 марта, кстати, исполнилось 60 лет с того дня, как сборная СССР в Стокгольме выиграла у канадцев (7:2) и впервые стала чемпионом мира. Той командой руководил Аркадий Чернышев. А мог руководить Анатолий Тарасов. Это немногие знают. В 1953 году именно Анатолий Владимирович возглавлял сборную СССР. Осенью на сборах, проходивших в ГДР, он проводил по две тренировки в день на искусственном льду с запредельными по тем временам нагрузками. И в один из моментов хоккеисты перестали попросту выполнять его задания. Дело дошло до Москвы, и в Чехословакию, где сборная СССР должна была провести несколько контрольных матчей, с целью проверки отправили государственного тренера Александра Новокрещенова и председателя Всесоюзной федерации, известного хоккеиста Павла Короткова, которые убедились в том, что информация соответствует действительности. Более того, у тренера был потерян контакт с командой. После этого старшим тренером сборной СССР и назначили Аркадия Ивановича.


Судьбе будет угодно, что Чернышев и Тарасов еще поработают вместе. С 1962 по 1972 год руководимая ими сборная СССР трижды станет олимпийским чемпионом, девять раз выиграет чемпионаты мира, и это будет «золотой эрой» советского хоккея. Это будет. Но сперва в 1957–м на московском чемпионате мира нашей команде во главе с Чернышевым придется пережить горькую неудачу. Сыграв вничью со шведами, сборная СССР отступила на вторую ступень пьедестала почета. Ответ на извечный российский вопрос «кто виноват?» был найден быстро. Конечно, тренер! И Аркадия Чернышева попросили на выход...


Триумф и расплата


В 1972 году Чернышев и Тарасов снова ушли из сборной. Почему?


Пожалуй, нет в советском хоккее более загадочной истории. Произошла она после триумфа на Олимпиаде 1972 года в Японии. Слухов и самых невероятных версий было, да и остается предостаточно. Сегодня есть смысл познакомить вас с одной из них.


Рассказывают, как еще до начала Олимпиады–72 непосредственно к Тарасову и Чернышеву обратились представители японской федерации хоккея и попросили, чтобы сборная СССР провела два товарищеских матча с клубами их страны. Хозяева гарантировали высокую оплату, не менее весомую, чем премии за олимпийское «золото» в размере 1.500 советских рублей. Естественно, отказываться наставники не стали. Но и сами решить вопрос не могли. Они связались с председателем Спорткомитета СССР Сергеем Павловым, объяснили ситуацию, заверили, что эти игры не скажутся отрицательно на состоянии сборной. Наоборот, мол, хорошо ребят «стимульнут» перед ответственными матчами. Они на славу постараются. Однако Павлов почему–то уперся. Тем не менее Чернышев и Тарасов к его мнению не прислушались, матчи были сыграны. На них, в общем, никто и внимания не обратил. Результаты даже в статистических анналах не зафиксированы. Но матчи были. Значит, должна была иметь место и реакция со стороны начальства. Однако то, что происходило дальше, выглядело по советским понятиям несколько странно — никаких действий сверху, никаких выводов. Сборная СССР вернулась из Саппоро в Москву, выиграв третью Олимпиаду подряд. Прошли торжественные мероприятия в честь этого события. Начались обычные хоккейные будни.


Лишь спустя некоторое время хоккеистов вызвали в Спорткомитет СССР, пригласили в кабинет Сергея Павлова, где находились Чернышев и Тарасов. Потом вошли Всеволод Михайлович Бобров и Николай Георгиевич Пучков. Павлов сказал, что наши выдающиеся наставники попросили некоторое время для отдыха, что руководство страны пошло им навстречу. И на чемпионате мира в Праге старшим тренером сборной будет Бобров, а вторым — Пучков. Всеволод Бобров возглавит советскую команду и в ходе знаменитой Суперсерии, к сожалению, проигранной канадцам за 34 секунды до конца решающего матча...


Вместо эпилога


В октябре 1974 года его после 28 лет руководства клубом «попросили» на пенсию. Формальный повод действительно был: динамовскому наставнику как раз полгода назад исполнилось 60 лет. И хотя он еще некоторое время входил в тренерский штаб сборной, имя его все реже мелькало в прессе.


А сегодня исполнилось уже 60 лет с момента первой победы советской сборной на чемпионатах мира. И 22 года уже прошло с тех пор, как наша команда в последний раз побеждала на Олимпийских играх. Та сборная называлась Объединенной, и тогда Чернышев еще был жив...


Евгений МАТВЕЕВ.

 

Советская Белоруссия №51 (24434). Среда, 19 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter