За последние 30 лет пшеница стала одной из основных востребованных сельхозкультур в Беларуси

Ведущий научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по земледелию Игорь Сацюк: «Одержимость для селекционера — это годы упорного поиска и труда»

За последние 30 лет пшеница стала одной из востребованных сельхозкультур в Беларуси. С 95 тысяч гектаров яровой и озимой, вместе взятых, в 1991 году площадь за десятилетие только ее озимой нивы увеличилась до 240 тысяч гектаров. Этой осенью предстоит посеять 625,1 тысячи гектаров. В распоряжении аграриев разнообразный посевной материал зарубежных и белорусских сортов. Последние все больше вытесняют ввозимые аналоги и занимают 60 процентов всех посевных площадей озимой пшеницы.


На 2022-й в госреестр внесено 28 сортов белорусской селекции, различающихся по потенциалу продуктивности, высоте, устойчивости к болезням и хлебопекарным качествам. В чем несомненная заслуга наших ученых, проводящих селекционную работу начиная с 1929-го. Первый белорусский сорт «лютесценс 1866» создан и районирован по республике в 1939 году.

За неполный век выросло несколько поколений тружеников науки, и сегодня в лаборатории озимой пшеницы богатые традиции научного поиска продолжают новые исследователи с высоким интеллектуальным потенциалом и профессионализмом. О предвидении селекционеров и создании целой линейки разных сортов — в интервью с ведущим научным сотрудником отдела озимых зерновых культур НПЦ НАН Беларуси по земледелию кандидатом сельскохозяйственных наук Игорем Сацюком. 

— Игорь Васильевич, Президент, посещая Научно-практический центр по земледелию, дал высокую оценку труда коллектива. Что способствует успехам ученых НПЦ? 

— Безусловно, поддержка науки — на государственном уровне. Инвестиции в исследования всегда окупаются. Не менее важно осознавать, что тебя ценят, замечают достижения. В центре созданы комфортные условия для работы: теплые помещения на производственном участке, современная техническая оснащенность. У нас в отделе сформировался коллектив единомышленников и благожелательный микроклимат, что тоже влияет на общий результат. В НПЦ по земледелию я пришел в 2006 году. Направления научной деятельности группы озимой пшеницы отдела озимых зерновых культур — селекция, семеноводство и отдельные элементы технологии возделывания озимой пшеницы. Чем и пришлось заниматься. Кстати, из тех, с кем начинал, остались только два человека. 

Тогда остро стояла проблема полегания посевов, мы работали над уменьшением высоты этой культуры и справились с поставленной задачей. В 2013 году отдали в сортоиспытание первый белорусский короткостебельный сорт «августина». 

Группа озимой пшеницы. Игорь САЦЮК третий слева.

— Что вас привлекает в работе селекционера и что определило профессиональный выбор? 

— У нас в лаборатории нет чистых селекционеров или семеноводов, ведь эти два направления научной деятельности тесно взаимосвязаны. Сотрудники, которые задействованы в селекционных питомниках (непосредственно участвуют в процессе выведения сорта и являются соавторами), в дальнейшем работают и над поддержанием их морфологических и хозяйственно-биологических свойств и признаков в первичных звеньях семеноводства, а также участвуют в размножении и доработке семенного материала, предназначенного для реализации непосредственно целевому потребителю. Таким селекционером-семеноводом являюсь и я.

Выбор профессии был осознанным, я агроном в третьем поколении, а вот в селекцию попал, можно сказать, случайно, так сложилась жизненная ситуация. 

В 2013 году защитил диссертацию по теме «Урожайность и качество зерна озимой пшеницы в зависимости от уровня интенсификации технологии возделывания». Мне повезло: научным руководителем был кандидат биологических наук, доцент Константин Григорьевич Шашко, который и привил скрупулезность в оценке полученных результатов при проведении научных изысканий. Его я с гордостью считаю своим учителем.

— Сколько сортов создано непосредственно с вашим участием? 

— Мы, можно сказать, начинающие селекционеры, но в нашей копилке есть сорта, которые уже заявили о себе как в Беларуси, так и на территории Российской Федерации: это озимая пшеница «августина» (2013 года), «мроя» (2015-го), «амелия» (2018-го). А также новые сорта, они только недавно районированы: «вилора» (2020-го), «влади» (совместный сорт с ФГБНУ «Владимирский НИИСХ» на территории России с 2022-го), «асима» (2022-го), «варя» (2022-го). Сейчас в ГСИ Республики Беларусь проходят испытание шесть новых сортов, а в Российской Федерации — четыре сорта озимой пшеницы. Большим достижением лаборатории стало создание низкорослых сортов с потенциалом продуктивности 100—110 центнеров с гектара и более. Максимальная урожайность, к примеру, сорта «варя» — 107 центнеров (Каменецкий госсортоучасток). «Асима» дала 122 центнера на Мозырской сортоиспытательной станции, а средняя ее урожайность за три года испытаний — 69,4 центнера.

Александр Лукашенко: 

«Уникальные люди! Мы и сохранили, и превзошли. Это дороже золота. Люди должны понимать, что то, что они пришли и купили хлеб в магазине… Хлеб начинается с ученых и этих делянок».

Во время посещения селекционно-семеноводческого комплекса РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию»,
16 августа 2022 года


  — Следите ли за дальнейшей востребованностью сорта и как определяете, над какими полезными свойствами необходимо работать в дальнейшем? Ведь на создание сорта уходят годы, а за это время могут возникнуть новые требования к культуре, технологии ее возделывания. Как селекционеру не ошибиться в направлении поиска? 

— Стараемся отслеживать тенденции развития рынка семян. После внедрения наших сортов в производство собираем отзывы на них — как положительные, так и отрицательные, даем рекомендации по технологии возделывания с учетом текущего года, возделываемого сорта и почвенно-климатических особенностей местности. 

На создание сорта может уходить 10—12, а то и более лет. Поэтому некоторые вопросы попросту приходится предугадывать. В селекционном процессе необходимо перебирать огромное количество образцов, и в этом многообразии главное — постараться не пропустить наиболее ценные. Это работа не для одного человека, поэтому важно иметь команду, которой можно доверять. 

— Над чем работает команда сейчас? 

— У нас целая группа наработок: коротко- и среднестебельные, сорта интенсивного типа и более экологически пластичные, которые не дают такой высокой урожайности, но стабильны в выращивании. Скажем, нужны для районов Гомельской области, где более рискованное земледелие, для регионов с более жесткими условиями перезимовки. Мы делаем комплексную оценку сортов (по урожайности, устойчивости к болезням и качеству зерна) и отдаем их в те регионы, в которых для них наиболее благоприятные условия. Так, интенсивные приживутся на богатых почвах Минской и Гродненской областей. Сейчас в сортоиспытании находится целая линейка короткостебельных сортов — 80 сантиметров. «Августина» — 85. Как правило, отдаем целую линейку сортов, и по результатам сортоиспытания они находят свое место в западном, центральном или северном регионе. В Беларуси развито птицеводство, поэтому всегда будет востребовано фуражное пшеничное зерно, как, впрочем, и в России. Значит, надо работать над урожайностью. 

В перспективе планируется создание новых короткостебельных сортов озимой пшеницы разных групп спелости для производства макарон, печенья, крекеров, галет, вафель. При их создании будет использован современный уровень селекции с последними достижениями генетики, физиологии, биотехнологии и классических методов привлечения генетического фонда растительных ресурсов. 

Инфографика Владимира Полонского

— Для ученых всегда открывается больше возможностей в работе с другими научными институтами, другими странами. Какие результаты совместной деятельности с российскими регионами? 

— Ковидные ограничения отступили, и сотрудничество стало интенсивнее. Летом приняли участие в Дне брянского поля — 2022. У нас давние связи с Российской Федерацией, особенно с этим регионом, и сегодня, наверное, половина Брянской области засеяна белорусскими сортами, которые очень востребованы. Россия дала добро, и мы поставляем наши семена не только на Брянщину, но и в Татарстан. В этом году отправили туда большую партию «амелии». 

Восемь лет работали с исходным материалом, который отдал нам Владимирский НИИ сельского хозяйства. Мы отобрали линию, которая более пластична для наших условий. Одновременно испытывали ее в России. В итоге «влади» по результатам сортоиспытания прошел в двух российских регионах.

— Говорят, талант — это одержимость. Согласны ли с таким определением? И что значит быть успешным селекционером? 

— Наверное, да, если под одержимостью понимать упорную работу. Ответил бы известным высказыванием: «Успех — это 99 процентов пота и 1 процент вдохновения». 

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter