Ведущая «Скажинемолчи» Светлана Смолонская: «Совесть, душа, справедливость — это не про Европу, это чисто наша история»

Светлана Смолонская в Белтелерадиокомпании уже много лет — большую часть этого времени возглавляла пресс‑службу медиахолдинга и отвечала за позитивный и положительный образ БТ в глазах широкой общественности, затем пополнила команду специалистов дирекции телепроизводства. Все эти годы мы не видели ее в кадре, пока она внезапно не появилась в качестве ведущей в популярном проекте «Скажинемолчи» на телеканале «Беларусь 1». И вот, когда новая звезда эфиров освоилась перед студийными телекамерами и обжилась в новой для себя роли, пришло время встретиться за чашкой кофе и обсудить зигзаги судьбы, прошлое и будущее телевидения, а также порассуждать, можно ли идти на компромиссы с совестью.


— Светлана, ты уже больше 20 лет работаешь в Белтелерадиокомпании… Что привело тебя в телестудию, заставило изменить привычному делу и занять место в кадре?

— События 2020 года заставили и потребовали быстрого принятия решений по актуальным проектам, и я очень рада, что меня тогда пригласили в только что созданную программу «Скажинемолчи» в качестве редактора. Это была новая работа для меня, я очень волновалась, но заместитель генерального продюсера Белтелерадиокомпании Ольга Владимировна Шлягер сказала: «Света, это просто другая работа». И вроде я справилась! За это время узнала много нового и интересного. И то, что стала ведущей, тоже заслуга Ольги Шлягер. Она умеет смотреть и видеть. Поскольку я работала два года за кадром на этом проекте как редактор и знала всю кухню, то, когда появилась необходимость еще в одной ведущей, был организован кастинг. Мы записали ролик, руководство Белтелерадиокомпании его одобрило: пусть Светлана пробует, у нее получается. Очень рада, что вошла в состав ведущих вместе с Викторией Поповой и ­Татьяной Щербиной — они более опытные, я в этой команде, можно сказать, еще новичок, стараюсь оправдать доверие. При этом мои редакторские обязанности никто не отменял, я по‑прежнему работаю в «Скажинемолчи» и как редактор. Ищу и приглашаю гостей, монтирую, готовлю программу к эфиру, поэтому знаю всю подноготную от начала и до того, как программу залить на сайт Белтелерадиокомпании и в YouTube, гостю ссылочку отправить и спросить, понравилось ли.

— Зрители заметили, что в «Скажинемолчи» стало очень много действительно звездных персон и достаточно серьезных политических фигур…

— Наш формат хорош тем, что позволяет раскрыть человека с разных сторон. «Скажинемолчи» — это программа‑портрет. У нас бывают медийные персоны, люди из высших эшелонов власти, а также известные блогеры — например, «баба Нюра» Анна Клинцевич, цветовод и певец Кирилл Кветка, ветеринар Павел Жульпа. Это люди, которые активно рассказывают в соцсетях, чем занимаются у себя на малой родине (а занимаются они делом!), и которые не хотят ехать в Минск, потому что им близок принцип «где родился, там и пригодился». Меня очень радует, что у нас есть такая плеяда молодых ребят. Что касается российских медиаперсон, то многие приезжают специально, как депутат Госдумы Мария Бутина, журналист Полина Реутова. Есть люди, при­ехавшие на другие проекты или мероприятия, и мы задействуем нашу площадку, чтобы дать им дополнительную возможность высказаться. Недавно у нас был российский писатель и журналист Михаил Шахназаров. Он презентовал новую книгу на Минской международной книжной выставке‑ярмарке, давал нам интервью и историк Александр Дюков. Кроме того, у нас существует формат выездных программ: так, ведущие «Скажинемолчи» побывали в гостях у Никиты Михалкова, Татьяны Веденеевой, Армена Гаспаряна, Валентины Талызиной…

— Сложно договориться с такими знаменитостями о беседе?
— Когда мне как редактору говорят, что такого‑то гостя заполучить невозможно, у меня есть на это показательная история, всем ее рассказываю: я Олега Новицкого пригласила, когда он был в космосе! 
Это реальная история на самом деле. Олег вел тогда свое­образный дневник в Facebook, я увидела в новостях, что у него день рождения, написала, поздравила и пригласила к нам на эфир. Он ответил: перед Новым годом буду на Земле, приду. И действительно пришел к нам. Точно так же, когда в преддверии года Тигра искали, кого бы позвать в программу, надо мной подшучивали, мол, что ты нам, тигра раздобудешь? Ну, тигра не тигра, но в это время в Беларусь как раз приезжал дрессировщик Эдгард Запашный… (Смеется.)


— Кстати, как российские артисты воспринимают наших журналистов?

— Белорусов принимают на ура! Например, Валентина Талызина была очень рада пообщаться с Викторией и Татьяной. Российские звезды, скорее, избегают московских ультралиберальных журналистов — не хотят, чтобы им хамили или коверкали смысл сказанного. А у нас программа такая, что даже когда мы задаем острые вопросы, то раскрываем их через призму профессии или той проблематики, в которой разбирается наш гость. Сразу говорим: мы не будем вас топить, мы не будем задавать личные неудобные вопросы, если человек не готов на них отвечать. Мне кажется, очень открытыми у нас в программе были и На­талья Варлей, и Олег Газманов, и Никас Сафронов, и Стас Пьеха.

— Словом, мы в очередной раз видим, что Беларусь сейчас — оплот цивилизации в плане журналистики. И это работает в том числе на формирование нашего позитивного имиджа в России.

— Ты права, потому что мы, например, читаем комментарии у Михаила Шахназарова — очень хорошие отзывы в YouTube.  
Оценивают, хвалят и замечают именно корректность, такт и профессионализм белорусских ведущих и нашего проекта «Скажинемолчи» в частности. 
Мне кажется, это дорогого стоит, если такие комментарии пишут поклонники человека, у которого очень большая аудитория, российская и зарубежная. Или вот депутат Госдумы Мария Бутина, недавно гостившая у нас в программе, — ей тоже очень понравилось. Она смотрит белорусские проекты и как депутат в теме формирования нашего нового Парламента, ей действительно искренне интересно развитие и медиапространства, и парламентского корпуса в рамках Союзного государства. Так что мы сейчас действительно в центре Европы, в самом хорошем смысле. Кстати, россияне, которые приезжают к нам в страну, в первую очередь оценивают уже не чистоту (к ней они привыкли), а безопасность. Именно безопасность жизни в Беларуси все ставят на первое место, и только потом идут наши архитектура, широкие проспекты, полки в магазинах и белорусские бренды. И мы все чаще замечаем, как наши спикеры рассказывают потом своим знакомым, что да, приезжали в Беларусь и не хотели возвращаться домой, так им у нас понравилось.

— Однажды ты сказала, что 2020 год в Беларуси поменял многое не только у нас, но и в мире в целом…

— Да, мы же сами это видим. Как открылись глаза! До этого мы всё жили с оглядкой на демократию Европы, а после 2020‑го стало понятно, что как раз таки демократии в Европе никакой нет, нет там никаких свобод. Что именно свобода и демократия — это про Беларусь и про Россию. Вспомним, как нас выкинули из конкурса «Евровидение», из Европейского вещательного союза. Хотя с учетом того, во что превратился конкурс, не скучаю ни минуты. «Евровидение» настолько себя дискредитировало, что порядочным странам там делать нечего! А еще в спорте все эти запреты, отстранения, унизительные выступления под нейтральным флагом… А как они обошлись с паралимпийцами? Эти люди всё уже всем доказали, а кто‑то их там судит, достойны они появляться на публике или недостойны! И ведь находятся те, кто до сих пор оправдывает спортивных функционеров, мол, они не хотели так поступать, их заставили…

— Конечно, можно заставить человека что‑то сделать, но ведь идти на подобный компромисс или не идти — это каждый сам решает.
— Мы, славяне, никогда не идем на компромисс со своей совестью — для нас слишком важна справедливость. 
Это европейцы и американцы делают все исключительно с позиций, как им выгодно. Вот Мария Бутина, которую я уже упоминала, — она на себе испытала все прелести американской «демократии» и американской тюрьмы. И говорит: США — это не страна для жизни, это просто бизнес. Совесть, душа, справедливость — это вообще не про них, не про европейцев, не про американцев. Это чисто наша история, которая у нас в крови.

— В спорте сейчас рождаются проекты, которые в скором времени, на мой взгляд, станут полноценной заменой даже Олимпиаде, хорошей альтернативой как минимум. А на телевидении мы нашли какую‑то замену «Евровидению»?

— Мне кажется, уже несколько лет подряд белорусы действительно с замиранием сердца следят за проектом «Фактор.by» и «­Фактор . by 60+». Я верю, что и «Фактор. Дети» или что‑то подобное когда‑нибудь будет, и будет скоро. Председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт у нас в гостях сказал, что компания работает и в этом направлении, ведь нашим юным звездочкам тоже нужно развиваться. Будущее не за горами — уверена, впереди и сюрпризы, и результаты.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter