Ведь так не должно быть на свете, Чтоб были потеряны дети

История, ставшая уже грустным анекдотом. Педагоги пришли проведать выросшего воспитанника школы-интерната. Хозяин однокомнатной социальной квартиры поставил на плиту чайник. Минут через двадцать гости его спрашивают, скоро ли чай. Тот открыл крышку, посмотрел — нет, еще не коричневый, пусть поварится. Объяснять сироте на пальцах, что такое семья — все равно, что учить глухого танцевать. Научить можно, только вряд ли он когда-нибудь сможет попадать в такт музыке. Сегодня в банке данных Национального центра усыновления — сведения о 12 тысячах детей. Все они находятся в государственных сиротских учреждениях и мечтают жить в семье.

Даже если ребенок проживет в нормальной, благополучной семье один год, месяц или даже день, это для него огромное благо, считает гость “прямой линии” газеты, директор Национального центра усыновления Наталья ПОСПЕЛОВА. Она ответила на все вопросы наших читателей, которых за время, что шла “прямая линия”, прозвучало немало.

* — Скажите, могу ли я усыновить ребенка, у которого есть кровные брат и сестра?
— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье разъединение братьев и сестер при усыновлении, как правило, не допускается. Суд идет на него только в том случае, если это соответствует интересам ребенка. Учитывается целый комплекс социальных, педагогических и правовых аргументов.
Дети из многодетной семьи, к сожалению, в детском доме не редкость. Самый младший из них, возможно, имеет шанс попасть в семью, однако у него есть еще несколько братьев и сестер. Принимая решение о судьбе такого малыша, суд выяснит, поддерживались ли родственные связи между этими детьми. Если старшие и не знают о существовании младшего, ребенок будет передан на усыновление. Но по правилам юриспруденции, регулирующим эту деликатную область, усыновители дадут суду гарантии, что не будут препятствовать связям этого ребенка со своими кровными родственниками.
— То есть ему придется с детства рассказывать, что у него есть брат и сестра?
— Каждая семья решает индивидуально, как могут выглядеть эти связи и будут ли они сохранять пресловутую тайну усыновления. Нас радует, что все больше семей прекращают прятаться от самих себя и свято чтить эту тайну. Приходит понимание, что ты живешь не для социума, а для себя. Мы всем усыновителям говорим, что надо бережно относиться к истории жизни ребенка, к его родственным связям. И не было случая, чтобы контакты с кровными братьями и сестрами ребенка привели к деформации отношений в семье усыновителя. Это говорит о мудром с психологической точки зрения подходе самих усыновителей к личной жизни их ребенка.
— А вдруг его родная мать когда-нибудь одумается?
— Это вопрос, навеянный сюжетами мыльных сериалов. Родители, чьи дети могут быть предложены на усыновление, полностью разорвали свои правовые отношения с детьми. Они никогда не придут узнать, где их ребенок, а если бы пришли, никогда бы не узнали. На протяжении восьмилетней истории деятельности Национального центра усыновления не было ни одного такого случая. Не верьте сериалам, в которых матери вдруг через 15 лет одумываются! Нося ребенка под сердцем десять лунных месяцев, можно определиться, желанный ли он, будет ли он твоим сыном, дочерью, или ты передашь малыша на попечение государства и продолжишь путь в никуда...
— А если мама делает роковой шаг по молодости, по глупости, ей дается какой-то испытательный срок?
— После того как мамой написано заявление об отказе, ребенок проходит медицинское обследование, приобретает определенный документированный статус. И у каждой матери есть время вернуться, поговорить с персоналом, директором интерната, сказать, что она будет навещать малыша. Более того, у нас можно по причине незрелости, социальной неустроенности временно, на срок до трех лет, отдать ребенка на полное государственное обеспечение. Это шанс для тех, кто не хочет отказываться от малыша, но не имеет реальной возможности его воспитывать. Но если за эти три года женщина и носа не покажет в дом ребенка, то можно ли ее называть мамой?
— А с какого возраста ребенок передается на усыновление?
— По мере приобретения им сиротского статуса. Если это подкидыш, то время установления статуса — два-три месяца. Ведь необходимо попытаться найти мать, отца или родственников, заинтересованных в этом ребенке, провести медицинскую диагностику, лечение и коррекцию, собрать документы, свидетельствующие об отсутствии связей с биологическими родителями. У нас не было случая усыновления ребенка, которому месяц от роду.
* — Наталья, насколько я понимаю, есть чисто арифметические причины государственного внимания к устройству ребенка в семьи...
— Да, содержание одного ребенка в сиротском учреждении обходится в 530—580 тысяч рублей ежемесячно.
— Вероятно, есть еще психологический аспект — дети, выросшие в интернатах, повторяют судьбу своих непутевых родителей?
— Я буду спорить с этим утверждением. Интернатная система хорошо справляется с воспитанием гражданина, патриота и труженика. С обучением ребенка семейным ролям есть проблемы, потому что среда другая. Но нельзя говорить о том, что эти дети пойдут по наклонной. В 2003—2004 года мы исследовали статистику комитета по исполнению наказаний МВД. Выяснилось, что в учреждениях для преступивших закон граждан наших детей совсем немного, до 5 процентов отбывающих наказание имели сиротское прошлое. А основной контингент исправительных учреждений — дети из неблагополучных семей.
* — Алло, я хочу задать вопрос Наталье Станиславовне. Меня зовут Марина. Недавно пресса рассказала об американке Ирме Паулюс, которая убила усыновленного российского ребенка. Скажите, а кто следит за судьбой усыновленных за рубеж белорусских детей?
— Спасибо, Марина, за вопрос. Конечно, те факты, от которых содрогнулся мир, не могли оставить без внимания органы государственного управления в нашей стране. С начала 90-х и по сегодняшний день иностранными гражданами усыновлено немногим более 3 тысяч белорусских детей. Таких страшных фактов, к счастью, не зарегистрировано. И дело здесь не в том, что бог берег, а в очень стройной, регламентированной и жесткой процедуре международного усыновления. Буквально от первых случаев международного усыновления, которые датированы 1991 годом, в Беларуси сложилась система контроля за жизнью усыновленного ребенка. Прежде всего в нее входит норма постановки усыновленного на консульский учет в той стране, куда он приехал на место жительства. Это форма государственного покровительства Республики Беларусь своему маленькому гражданину. Второй нюанс — сохранение гражданства Республики Беларусь до достижения ребенком 18 лет (прежний вариант Закона Республики Беларусь “О гражданстве Республики Беларусь” устанавливал срок до 16 лет). Третья форма контроля — ежегодные отчеты о каждом усыновленном ребенке от независимых и компетентных государственных социальных служб по месту жительства семьи. В прежней процедуре усыновления таковые отчеты составлялись на протяжении трех лет после усыновления дважды в год. Сегодня срок увеличен до пяти лет.
— А вдруг на седьмом году жизни ребенка в семье возникнут ситуации, когда его права нарушаются?
— Есть еще четвертая степень защиты: Беларусь работала и работает только с теми государствами, которые на государственном уровне гарантируют полное соблюдение прав и интересов наших детей. Как мир узнал о страшных фактах убийства российских детей? Сама американская система преподнесла эти уроки другим странам, потому что в любом государстве налажен контроль за жизнью усыновленных детей, так же, как и за жизнью рожденных в этой стране.
Когда в Беларуси узнали трагичные факты, система контроля судьбы усыновленных детей была пересмотрена. Еще более ужесточен социальный контроль по месту жительства за маленьким белорусом, который проживает на территории другого государства. Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 года № 3 “О некоторых мерах по противодействию торговле людьми” внес очень важный пункт в деятельность дипломатических представительств Республики Беларусь за рубежом. Вменена обязанность дважды в год изучать условия пребывания в стране каждого усыновленного белорусского ребенка до 18 лет. Отчеты исправно поступают, работники посольств и консульств свидетельствуют о том, что нашим детям созданы за рубежом все условия.
* — Екатерина Блохина беспокоит, я из Минска. Скажите, имеют ли усыновленные дети право на социальное жилье?
— Нет, ведь усыновленные белорусскими гражданами дети теряют статус социального сироты. Однако семьи, усыновившие детей и таким образом ставшие многодетными, получают право на решение своей жилищной проблемы в порядке, установленном для многодетных семей.
* — Здравствуйте! Вас беспокоят из Лидского района. Я хотела бы узнать, пользуется ли усыновленный ребенок льготами при поступлении...
— Нет, усыновленный — полностью ваш. Он потерял свои сиротские льготы в результате вашего благородного порыва.
— Я тогда моложе была, не думала о его учебе. А теперь вижу, что занимается он не очень успешно, поэтому шансов поступить куда-либо без льгот у него нет...
— Милая собеседница, ну разве эти льготы на поступление можно сравнить с той любовью и материнской нежностью, которые он получил?! У вас все будет хорошо, жизнь как-то выстроится, не переживайте.
Все, что вы могли сделать, вы сделали — вынянчили, выпестовали. И сами получили огромное удовольствие, держа малыша на руках. Может, просто не надо высокую планку ставить ребенку. Вы как мать хотите видеть его успешным, умным, высокообразованным, на престижной работе... Но ведь жизнь не из этого состоит!
— Да, конечно.
— Пусть он будет бригадиром полеводов или лесником, но пусть он получает радость от жизни — и вы будете радоваться, глядя на него. Будет у него профессия, жизнь его научит.
— Спасибо вам большое...
* — Алло, это Наталья Поспелова? Скажите, какие документы надо собрать, если хочешь взять ребеночка?
— Нужны всего три справки, их перечень и формы можно получить в отделе образования по месту жительства. Вам необходимо пройти медицинское обследование...
— А можно без справки, если я не хочу огласки? Я живу в маленьком городе, где все друг друга знают...
— Огласки никакой не будет. Тот, кто оформляет документы на усыновление, никогда никому об этом не расскажет, таких случаев у нас не было. Посмотрите на себя иначе: почему вы должны скрывать свой глубоко порядочный и высокий человеческий мотив? Да, появление у вас ребенка каким-то образом заинтересует ваших соседей. Но вы держите высоко голову и помните, что живете для себя, а не для своих соседей.
— А ограничения в возрасте для усыновителей есть?
— Нет, но ваш ребенок не должен быть моложе вас менее чем на 16 лет. Кроме медсправки, нужны еще две — о составе семьи и жилплощади и о доходах за год. Всю остальную документацию вам сделают по принципу “одного окна” в отделе образования. Если не найдете подходящего вам ребенка в своем районе, приезжайте в наш центр на Платонова, 22 — предложим детей из любых регионов Республики Беларусь.
— А если доход маленький, я живу одна, и у меня 3-я группа инвалидности?
— Надо рассмотреть вашу ситуацию и подумать. Усыновление устанавливается судом, только судья вправе принять окончательное решение, изучив всю собранную документацию и взвесив все “за” и “против”. У нас были случаи передачи детей небогатым родителям, особенно сельчанам. Зарплата в хозяйствах небольшая, но если у людей свой дом, участок, живность, вопрос всегда решался в интересах ребенка. Главное — ваш мотив.
— Скажите еще, если ребенок мне подходит, но не нравится его имя, я могу изменить?
— Можете. По закону суд, исходя из вашего заявления, может поменять имя, фамилию, отчество, даже место рождения и дату рождения, но в пределах одного года. Часто родители, имитирующие беременность, “омолаживают” усыновленного ребенка месяца на два, три, пять...
— Меня вся эта бумажная волокита смущает...
— А волокиты нет. У нас люди оформляют усыновление за четыре месяца. А вынашивание ребенка длится девять.
— А каков размер пособия?
— 130—140 тысяч белорусских рублей, если вы оформите усыновление. А если устроитесь на работу приемной матерью, то еще и зарплата — около 400 тысяч. Приемная мама получает зарплату. Ребенок остается при своей фамилии и своем сиротском статусе. Отдел образования просто заключает с мамой трудовой договор и договор о воспитании на определенное количество лет, обычно до совершеннолетия ребенка. Идея приемной семьи заключается в том, чтобы дать опыт семейной жизни детям, которых не возьмут в усыновление. Усыновляют ведь малышей, от 2 месяцев до 3 лет, а если ребенку уже 7—8 лет, его шансы найти семью близки к нулю.
— Но у меня есть работа...
— Вы будете определяться, что удобнее — оставить свою работу и получать ставку приемного родителя, или ходить на работу и оформить 0,5 ставки приемной мамы, или перейти на 0,5 ставки на работе и взять целую ставку приемной мамы. То есть оформите совместительство. У нас в Национальном центре усыновления тоже работают двое усыновителей.
— Спасибо.
— Всего самого доброго, не пропадайте!
* — Алло, Наталья Станиславовна? Это Ирина Федоровна из Минска. Хочу спросить ваше мнение о ситуации с Викой Мороз. Не кажется ли вам, что она вызвана недостатками нашего законодательства по международному усыновлению? Если бы итальянские родители могли усыновить ее законно, наверное, они не пошли бы на такой шаг.
— Спасибо, я ждала этот вопрос. По моему убеждению, семья Джусто-Борначин преступила закон и нравственность неоднократно. Они не подавали документов на усыновление, даже не обращались с таким намерением письменно. Да, на некоторое время был прекращен прием документов на международное усыновление, потому что шло совершенствование национальной нормативной базы. Мы проверили и перепроверили свои связи с иностранными партнерами. Возможно, процесс этот воспринимался иностранными усыновителями как длительный. Но я прекрасно знаю обстоятельства подготовки к усыновлению на территории Итальянской Республики. Чтобы итальянский суд дал декрет о пригодности к усыновлению, супружеская чета должна пройти не менее чем двухгодичный период проверок, подготовки и сбора документов.
12 декабря 2005 года был заключен договор между Министерством образования Беларуси и Комиссией по международному усыновлению при Президиуме Совета министров Итальянской Республики. За следующие девять месяцев мы обработали те 150 дел по усыновлению, которые к тому времени находились в Центре усыновления. Сейчас идут суды по усыновлению белорусских детей итальянскими гражданами. Министр образования Беларуси высказал согласие на усыновление этих детей.
Но меня как педагога и психолога в действиях итальянской четы взволновало другое. Усыновление базируется на уважении к истории жизни ребенка. А здесь в ход пошли инсинуации о Вилейской школе-интернате. Это после того, как супруги писали благодарственные письма в адрес администрации школы за то, что ребенок ухожен и адаптирован! Разве можно так поступать с памятью девочки? В интернат приходят дети с трудной судьбой. Мы видели в газетах фотографию Вики сразу после поступления в интернат. Сейчас это совсем иной, расцветший ребенок.
*— Наталья, я не могу взять на воспитание ребенка, но хотела бы как-то поучаствовать в жизни обездоленных детей...
— Спасибо вам большое за ваше желание! Вы, пожалуйста, обратитесь в отдел образования по месту жительства, там подскажут, в каком из сиротских учреждений пригодятся игрушки, книжки или какие-то вещи, из которых вырос ваш ребенок. Все это пригодится. Сегодня, к счастью, наши люди уже не ждут, что заграница поможет и передаст гуманитарку.
— Скажите еще, на ваш взгляд, меры по усилению ответственности родителей помогут?
— Родительская ответственность — это социокультурный феномен, который формируется веками. Поэтому я расцениваю попытку взыскать средства с родителей социальных сирот как воспитательную. Может, именно с этого алкоголика и не взыщем, да он уже и работать как следует не сможет. Но пускай граждане, вступающие в брак или внебрачные отношения, помнят о родительской обязанности содержать своих детей. Государство не должно быть республиканским собесом. Кошка заботится о своих котятах, а человек, развращенный системой социальной поддержки, бросает рожденное им дитя?!

Вчера в Национальный центр усыновления пришла семейная пара. Мы сказали, что им придется поучиться быть родителями усыновленного ребенка. Они удивились: мол, чему можно нас научить, если мы уже племянников перенянчили целый вагон? Но сирота отличается от родительского ребенка. Он не хуже и не лучше — он другой. Услышать и понять такого ребенка может только любящее сердце.

Вопрос  читателя — А какие пособия полагаются семьям усыновителей?
— С 1999 года указом Президента назначены социальные пособия на усыновленного ребенка, которые выплачиваются по желанию усыновителя. Размер пособия во всех формах семейного устройства одинаков, 130—140 тысяч рублей в месяц. Но при усыновлении эти деньги выплачиваются только до 16-летия ребенка. У нас шесть с лишним тысяч семей усыновителей. Примерно 3 тысячи из них оформили получение пособия. Остальные, которые жестко соблюдают тайну усыновления, отказались.
— Значит, если соглашаешься на пособие, сохранить тайну усыновления не получится?
— Получится. У нас не было случая, когда по вине компетентных органов тайна усыновления раскрывалась.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter