Вечный зов

45 тысяч погибших в годы войны на Гомельщине всё еще остаются безымянными...

45 тысяч погибших в годы войны на Гомельщине всё еще остаются безымянными...


Где–то старики вспомнили о местах кровавых боев, где–то архивы указали на затерянные могилы, а где и «черные копатели» прошли, потревожив прах... Так седьмой десяток лет из небытия «возвращаются» погибшие на Великой Отечественной войне. За прошлый год только в Гомельской области увековечили имена более тысячи бойцов. Еще 45 тысяч воинов, покоящихся в здешних братских могилах, остаются безымянными героями.


52–й отдельный специализированный поисковый батальон Министерства обороны Беларуси только закончил работы в Калинковичском районе. Затерянные могилы защитников Отечества военного времени подсказали местные жители и сотрудники управления КГБ по Гомельской области:


— Батальон работал около месяца, — о последней истории поиска рассказывают в местном военкомате. — Подняли останки 177 красноармейцев. Накануне 3 июля они с почестями будут перезахоронены в братскую могилу.


Лишь имя одного из них благодаря найденному жетону стало известно — Яков Васильевич Тищенко 1912 года рождения, уроженец Воронежской области, погибший в 1944–м под деревней Домановичи. На жетоне прочиталось не только имя бойца, но и имена его родственников, начертанные рукой солдата. Разыскали дочь — живет в Ростовской области. Туда на днях по просьбе родных повезли останки.


— Редкий случай, когда удается по жетону установить имя, — за годы работы в «теме» Михаил Ветренников, заместитель областного военного комиссара, сталкивался с разными историями. — Еще несколько лет — и такие находки станут сенсацией. В прошлом году, для примера, в области их было всего три. Одна из них — в Гомеле, когда во время земляных работ обнаружили останки двух воинов и жетон. Так узнали, что в 1941 году здесь погиб Иван Тимофеевич Дмитрачков, уроженец Брянской области. Прах доставили в Омск, где живут его родственники. В большинстве случаев вернуть из неизвестности и выяснить место захоронения помогают архивные документы. Когда с ними, а когда и без них к нам за помощью обращаются близкие пропавших без вести.


— Неужели ищут через столько–то лет? — мой вопрос удивляет собеседника.


— Да к нам еженедельно приходит 10 — 15 писем–просьб! — Михаил Юрьевич достает увесистые папки. — В основном из России и Украины — от родственников, общественных объединений... Причем, скажу вам точно, обращений не становится меньше. Старики умирают, но начинают искать внуки, правнуки...


На столе у главного специалиста областного военкомата Евгения Кнышова многолетняя история поиска родными могилы Виталия Карасева, погибшего в Беларуси. Переписку с архивами его сын начал в 2002 году. Семь лет понадобилось, чтобы выяснить, что отца не стало в боях под Хойниками. На днях на братской могиле, где он захоронен, появилось имя Виталия Ивановича Карасева.


— Отвечать я буду уже племяннику, — показывает подготовленное письмо Евгений Константинович. — И фотографию братского захоронения отправлю. Мы делаем это по просьбе родных. Многие из–за возраста уже не могут приехать на могилу и увидеть своими глазами, в каком она состоянии, а знать им это важно.


Только факты


На Гомельщине находится 769 воинских захоронений времен Великой Отечественной войны, где покоится 143.381 человек, из них 98.381 известных и 45.000 — неизвестных воинов. В прошлом году увековечены 1.274 бойца, ранее безымянных. В этом году — 96.


* * *


Прах уроженца Гомеля — командарма Александра Лизюкова, одного из первых Героев Советского Союза времен Великой Отечественной, перезахоронен в Воронеже 7 мая.


В июле 1942 года советские танкисты во главе с командармом вели ожесточенные бои с врагом, рвущимся к Сталинграду. В одном из этих боев и погиб Александр Лизюков. Точное место захоронения командарма не было известно. В прошлом году российские поисковики, проводя раскопки у села Медвежье Семилукского района Воронежской области, обнаружили его останки, которые по христианской традиции ныне преданы земле. В церемонии участвовали и гомельчане — родственники командарма, а также представители власти. Тогда же появилась идея: изготовить комбайн и присвоить ему имя «Командарм Лизюков». Он уже сошел с конвейера и вскоре отправится в Воронежскую область.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter