Вечный огонь Хатыни

…Перед глазами страшный зеленый немецкий поезд. Повсюду люди в касках. Они избивают старика, который стоит на коленях. Старик истекает кровью, но не сдается. Фашисты поджигают дом. В июльский день под палящим солнцем он вспыхивает как спичка. Потом еще один и еще. Я убегаю в поле и прячусь во ржи.

…Перед глазами страшный зеленый немецкий поезд. Повсюду люди в касках. Они избивают старика, который стоит на коленях. Старик истекает кровью, но не сдается. Фашисты поджигают дом. В июльский день под палящим солнцем он вспыхивает как спичка. Потом еще один и еще. Я убегаю в поле и прячусь во ржи. Немцы не находят меня…

 

То, что произошло в военном 1942-м, Виктор Жарело помнит лучше, чем события вчерашнего дня. Тогда он стал свидетелем трагедии деревни Лозки Калинковичского района. Немецкие оккупанты сожгли его родную деревушку вместе с жителями. В огне погибли 470 человек.


– Беларусь как никакая другая страна пострадала от нацизма, – говорит координатор Международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень» Наталья Кириллова. – 9200 сел и деревень были сожжены нацистами, из них 628 сожгли дотла вместе со всем населением, а 186 деревень не возродились после войны. Мемориальный комплекс «Хатынь» – памятник мужеству белорусского народа. Это дань памяти не одной деревне, а всем уничтоженным деревням.


В преддверии 70-летия начала Великой Отечественной войны Белорусский фонд мира и Национальный архив Беларуси реализуют международный проект «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень»: вся информация о жителях, свидетелях, воспоминания потомков и документы будут собраны в электронной базе данных.


А 22 марта Беларусь отметила очередную годовщину хатынской трагедии, о которой мы и наши потомки должны помнить всегда. В мемориальном комплексе прошел митинг-реквием.


Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter