Вечный двигатель
11.12.2020 15:46:42
Виктория КОХНО
Вечный двигатель ребенка — это познание нового. Чем больше он кладет в копилку своих знаний, тем более широкие горизонты открываются перед ним. Этот бурный поток детского развития важно направить в нужное русло, дать ему возможность набрать небывалую мощь, а не завалить камнями заумного и бессмысленного. Как здесь переоценить роль образовательной среды, в которой растут наши дети? Попробуйте сэкономить на фундаменте…
Наша система образования, к счастью, сохранила в себе многое от того советского, которое подарило миру множество великих созидательных открытий, я уж не говорю про персоналии. Какую отрасль ни возьми, советские ученые совершали буквально прорывы человеческой мысли. Первая в мире атомная электростанция, ледокол, полет человека в космос и так далее, так далее, через много многоточий. Чемпионы мира по шахматам с 1940-х и вплоть до 1990-х — все представители СССР за единичными исключениями. Да, американцы разве что первыми создали атомное оружие, да и то не своими мозгами, а за счет научного потенциала ученых, вывезенных из оккупированной Германии. Но только советские умы придумали, как использовать силу атома в мирных целях: не разрушать, а созидать.
4 октября 1957 года, в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, Дж. Ф. Кеннеди сказал, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Сегодня они тоже не хотят проигрывать. Советские принципы образования, делающие упор на разносторонних универсальных знаниях, приняты на вооружение в самых элитных учебных заведениях многих стран Западной Европы и США. К примеру, в британском престижнейшем Итоне, альма-матер двадцати премьер-министров, практикуют советскую систему. А согласно заявлениям доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, в США 89 процентов учителей математики престижных школ — это выходцы из стран бывшего СССР. В школы, где они преподают, — очереди и конкурсы, да и стоит обучение там немалых денег.
Причем самое интересное, что советская образовательная система внедрена в элитные учебные заведения, недоступные простым людям. Дети в обычных общеобразовательных школах обучаются совсем по другой, более примитивной программе, которая не предусматривает каких-то мыслительных достижений. Поэтому и выходят из школ и университетов, из одних — хозяева, а из других — обслуживающий персонал для них.
В нашем социальном государстве такого расслоения нет. Дети бизнес-элиты и дети рабочих учатся по одной программе. Все методички и учебные пособия проходят детальную экспертизу в Национальном институте образования, прежде чем получить гриф «Утверждено» . Так что у нас перед образованием все равны, и каждый маленький человек, вне зависимости от размера кошелька его родителя, имеет возможность совершить прорыв в любой сфере деятельности.
К тому же, к моему большому материнскому счастью, в наших школах нет такой ранней и узкой специализации, как в западных образовательных стандартах. Система образования сохранила универсальность и разносторонность среднего образования. Дети получают глубокие знания по всем предметам и могут не спешить с выбором своей будущей профессии до 16—17 лет, когда они достаточно созрели для того, чтобы осознать свои желания и устремления. Ведь каждая личность взрослеет по-разному.
А представьте, как происходит там, где дети уже с 10 лет направляются по заранее спланированному жизненному пути. То есть по итогам теста, заметьте, даже не в результате собственного выбора, ребенок идет учиться в суперспециализированном классе, науку свою грызет упорно, остальные предметы изучаются поверхностно. Чтобы вышел он из школы разбирающимся в одной гайке, за пределы которой его кругозор не выходит. Как, например, в компании Boeing, где человеческий фактор на некоторых этапах сборки самолета сведен практически к нулю. То есть выполняет ее все еще человек, но он бессмысленно смотрит, где загорается лампочка, ту деталь он и должен прикрутить. Производительность растет, а личность угасает. А ведь именно широкий кругозор и отпущенная на свободу мысль и позволяют человеку совершать открытия, преобразовывать действительность, рождать великие идеи. По-моему, это и значит быть человеком.
Желающего судьба ведет, нежелающего тащит…
Мы живем в самой свободной стране мира!
Наша система образования, к счастью, сохранила в себе многое от того советского, которое подарило миру множество великих созидательных открытий, я уж не говорю про персоналии. Какую отрасль ни возьми, советские ученые совершали буквально прорывы человеческой мысли. Первая в мире атомная электростанция, ледокол, полет человека в космос и так далее, так далее, через много многоточий. Чемпионы мира по шахматам с 1940-х и вплоть до 1990-х — все представители СССР за единичными исключениями. Да, американцы разве что первыми создали атомное оружие, да и то не своими мозгами, а за счет научного потенциала ученых, вывезенных из оккупированной Германии. Но только советские умы придумали, как использовать силу атома в мирных целях: не разрушать, а созидать.
4 октября 1957 года, в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, Дж. Ф. Кеннеди сказал, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Сегодня они тоже не хотят проигрывать. Советские принципы образования, делающие упор на разносторонних универсальных знаниях, приняты на вооружение в самых элитных учебных заведениях многих стран Западной Европы и США. К примеру, в британском престижнейшем Итоне, альма-матер двадцати премьер-министров, практикуют советскую систему. А согласно заявлениям доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, в США 89 процентов учителей математики престижных школ — это выходцы из стран бывшего СССР. В школы, где они преподают, — очереди и конкурсы, да и стоит обучение там немалых денег.
Причем самое интересное, что советская образовательная система внедрена в элитные учебные заведения, недоступные простым людям. Дети в обычных общеобразовательных школах обучаются совсем по другой, более примитивной программе, которая не предусматривает каких-то мыслительных достижений. Поэтому и выходят из школ и университетов, из одних — хозяева, а из других — обслуживающий персонал для них.
В нашем социальном государстве такого расслоения нет. Дети бизнес-элиты и дети рабочих учатся по одной программе. Все методички и учебные пособия проходят детальную экспертизу в Национальном институте образования, прежде чем получить гриф «Утверждено» . Так что у нас перед образованием все равны, и каждый маленький человек, вне зависимости от размера кошелька его родителя, имеет возможность совершить прорыв в любой сфере деятельности.
К тому же, к моему большому материнскому счастью, в наших школах нет такой ранней и узкой специализации, как в западных образовательных стандартах. Система образования сохранила универсальность и разносторонность среднего образования. Дети получают глубокие знания по всем предметам и могут не спешить с выбором своей будущей профессии до 16—17 лет, когда они достаточно созрели для того, чтобы осознать свои желания и устремления. Ведь каждая личность взрослеет по-разному.
А представьте, как происходит там, где дети уже с 10 лет направляются по заранее спланированному жизненному пути. То есть по итогам теста, заметьте, даже не в результате собственного выбора, ребенок идет учиться в суперспециализированном классе, науку свою грызет упорно, остальные предметы изучаются поверхностно. Чтобы вышел он из школы разбирающимся в одной гайке, за пределы которой его кругозор не выходит. Как, например, в компании Boeing, где человеческий фактор на некоторых этапах сборки самолета сведен практически к нулю. То есть выполняет ее все еще человек, но он бессмысленно смотрит, где загорается лампочка, ту деталь он и должен прикрутить. Производительность растет, а личность угасает. А ведь именно широкий кругозор и отпущенная на свободу мысль и позволяют человеку совершать открытия, преобразовывать действительность, рождать великие идеи. По-моему, это и значит быть человеком.
Конечно, новые времена диктуют свои законы, но взять лучшее из старого, чтобы усовершенствовать новое — не в этом ли мудрая связь времен?Иногда мне хочется захохотать, когда я слышу, что на Западе живет свобода… Только если это свобода загубить возможности своего кругозора и творческого потенциала в угоду толстому рублю… Что ж, каждый сам кузнец своей судьбы. Вопрос лишь в том, что выйдет из-под твоего молота и наковальни: меч, плуг или счастливая подкова.
Желающего судьба ведет, нежелающего тащит…
Мы живем в самой свободной стране мира!