Вечный двигатель

Вечный двигатель ребенка — это познание нового. Чем больше он кладет в копилку своих знаний, тем более широкие горизонты открываются перед ним. Этот бурный поток детского развития важно направить в нужное русло, дать ему возможность набрать небывалую мощь, а не завалить камнями заумного и бессмысленного. Как здесь переоценить роль образовательной среды, в которой растут наши дети? Попробуйте сэкономить на фундаменте…

Наша система образования, к счастью, сохранила в себе многое от того советского, которое подарило миру множество великих созидательных открытий, я уж не говорю про персоналии. Какую отрасль ни возьми, советские ученые совершали буквально прорывы человеческой мысли. Первая в мире атомная электростанция, ледокол, полет человека в космос и так далее, так далее, через много многоточий. Чемпионы мира по шахматам с ­1940-х и вплоть до 1990-х — все представители ­СССР за единичными исключениями. Да, американцы разве что первыми создали атомное оружие, да и то не своими мозгами, а за счет научного потенциала ученых, вывезенных из оккупированной Германии. Но только советские умы придумали, как использовать силу атома в мирных целях: не разрушать, а созидать.

4 октября 1957 года, в день запуска ­СССР первого искусственного спутника Земли, Дж. Ф. Кеннеди сказал, что ­СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Сегодня они тоже не хотят проигрывать. Советские принципы образования, делающие упор на разносторонних универсальных знаниях, приняты на вооружение в самых элитных учебных заведениях многих стран Западной Европы и США. К примеру, в британском престижнейшем Итоне, альма-матер двадцати премьер-министров, практикуют советскую систему. А согласно заявлениям доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, в США 89 процентов учителей математики престижных школ — это выходцы из стран бывшего ­СССР. В школы, где они преподают, — очереди и конкурсы, да и стоит обучение там немалых денег.

Причем самое интересное, что советская образовательная система внедрена в элитные учебные заведения, недоступные простым людям. Дети в обычных общеобразовательных школах обучаются совсем по другой, более примитивной программе, которая не предусматривает каких-то мыслительных достижений. Поэтому и выходят из школ и университетов, из одних — хозяева, а из других — обслуживающий персонал для них.

В нашем социальном государстве такого расслоения нет. Дети бизнес-элиты и дети рабочих учатся по одной программе. Все методички и учебные пособия проходят детальную экспертизу в Национальном институте образования, прежде чем получить гриф «Утверждено» . Так что у нас перед образованием все равны, и каждый маленький человек, вне зависимости от размера кошелька его родителя, имеет возможность совершить прорыв в любой сфере деятельности.

К тому же, к моему большому материнскому счастью, в наших школах нет такой ранней и узкой специализации, как в западных образовательных стандартах. Система образования сохранила универсальность и разносторонность среднего образования. Дети получают глубокие знания по всем предметам и могут не спешить с выбором своей будущей профессии до 16—17 лет, когда они достаточно созрели для того, чтобы осознать свои желания и устремления. Ведь каждая личность взрослеет по-разному.

А представьте, как происходит там, где дети уже с 10 лет направляются по заранее спланированному жизненному пути. То есть по итогам теста, заметьте, даже не в результате собственного выбора, ребенок идет учиться в суперспециализированном классе, науку свою грызет упорно, остальные предметы изучаются поверхностно. Чтобы вышел он из школы разбирающимся в одной гайке, за пределы которой его кругозор не выходит. Как, например, в компании Boeing, где человеческий фактор на некоторых этапах сборки самолета сведен практически к нулю. То есть выполняет ее все еще человек, но он бессмысленно смотрит, где загорается лампочка, ту деталь он и должен прикрутить. Производительность растет, а личность угасает. А ведь именно широкий кругозор и отпущенная на свободу мысль и позволяют человеку совершать открытия, преобразовывать действительность, рождать великие идеи. По-моему, это и значит быть человеком.
Конечно, новые времена диктуют свои законы, но взять лучшее из старого, чтобы усовершенствовать новое — не в этом ли мудрая связь времен?
Иногда мне хочется захохотать, когда я слышу, что на Западе живет свобода… Только если это свобода загубить возможности своего кругозора и творческого потенциала в угоду толстому рублю… Что ж, каждый сам кузнец своей судьбы. Вопрос лишь в том, что выйдет из-под твоего молота и наковальни: меч, плуг или счастливая подкова.

Желающего судьба ведет, нежелающего тащит…

Мы живем в самой свободной стране мира!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter