О рекламном рынке

Вечный двигатель торговли

Роль рекламы — лучшего двигателя торговли — ничуть не уменьшается и в XXI веке. Даже с повсеместным распространением интернета, которому футурологи предрекали в том числе и роль глобального сарафанного радио для хороших, но толком неизвестных товаров. Умами покупателей во многом управляют яркие рекламные кампании — не важно со страниц ли прессы, билбордов, телеэкранов или «всемирной паутины». Объем отечественного рекламного рынка эксперты определяют в 95 — 100 млн долларов, однако в 2015 году его доходность упала на 40 процентов. Расходами на маркетинг жертвуют в первую очередь в сложных экономических условиях.


Есть и более пессимистичные оценки рынка — на уровне 82 — 83 млн долларов в минувшем году, прогноз же на нынешний — примерно 65, в лучшем случае 70 млн долларов. Приходится полагаться именно на заключение экспертов, государственной статистики на этот счет нет. Однако обе стороны — и участники рынка, и его регуляторы — одинаково заинтересованы в росте. Перспективы весомые. В сопоставимой по численности населения Венгрии размер рекламного рынка вплотную приближается к 300 млн долларов.

Полновесную концепцию развития отечественного рекламного рынка на 2017 — 2020 годы Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) разрабатывает в тесном контакте с Ассоциацией коммуникационных и маркетинговых агентств, чтобы максимально учесть все запросы и потребности изнутри отрасли. Грядущие изменения прежде всего нацелены на уменьшение бюрократических препон и упрощение административных процедур при размещении рекламы. Уже сейчас сделано немало: к примеру, не нужно получать разрешение при размещении наружной рекламы на вывесках с ограниченным объемом информации, наружном торговом оборудовании или банкоматах. Но снятие ограничений порой оборачивается едва ли не противоположным эффектом. Скажем, отмена разрешений и платы в бюджет за транспортную рекламу привела к массовому появлению в городах прицепов с импровизированными рекламными стендами. И если с точки зрения закона это не одно и то же, что привычный билборд, то какая разница для прохожего, откуда узнавать о скидках или открытии нового магазина? Поскольку самопальная реклама дешевле, некоторые, особенно начинающие компании, выбирают ее, а на парковочных местах, которые и без того в дефиците, на долгие месяцы поселяются пестрые, продвигающие чьи–то коммерческие интересы прицепы. Очевидно, что вопрос нужно решить в законодательном русле. К слову, за первое полугодие МАРТ составило и направило в суд 99 протоколов, выписало 45 предписаний, тогда как исполкомы — 172 и 5.734 соответственно.

Тем временем послабления на рынке соседствуют с правильным, как считает общественное мнение, закручиванием кое–где гаек. В первую очередь это касается прошлогоднего запрета на рекламу зонтичных брендов. Согласитесь, нужно было быть весьма наивным, чтобы за характерными сценами, льющимися из–за кадра застольными песнями и бутылками питьевой воды совсем не характерной формы не заметить отсылки к алкогольной продукции. Полный запрет на рекламу сигарет в минувшем году еще и дополнился запретом на открытую выкладку. Нет в планах послаблений для рекламы пива, хотя маркетинговые агентства и обращаются с просьбами, например, вновь разрешить в ней использование лиц людей. Однако это явно будет идти вразрез с антиалкогольной кампанией, которую ведет социальная реклама. Надо сказать, еще с 2013 года работает межведомственный совет, который оценивает качество таких роликов, плакатов. Так вот, 568 сюжетов согласовали и примерно 15 процентов из предложенной социальной рекламы признали ненадлежащей.

Если по размеру наша рекламная отрасль только догоняет среднеевропейскую, то по части новых тенденций полностью соответствует. В стране так же стремительно увеличивается доля интернет–рекламы. В 2010 году на нее приходилось всего 8 процентов от общих объемов, тогда как сейчас — около 22. Нарастающую популярность интернета как площадки для продвижения продукции объясняют не только большим количеством пользователей, но и низкой во всех смыслах точкой входа. Это и меньшая, в сравнении с другими каналами распространения, стоимость, и возможность проводить рекламную кампанию самостоятельно, без промежуточного звена в виде сторонних студий. Грамотный маркетолог на предприятии даже запустит рекламу товара за рубежом, никуда не выезжая и не обращаясь к местным агентствам. Эксперты Ассоциации интерактивной рекламы констатируют: маркетинг сегодня — не просто часть, но основа многих успешных продуктов и услуг, именно благодаря ему зарабатывается сейчас большая часть добавленной стоимости. Так что товар мало выпустить, нужно уметь его грамотно подать и продать. И производители это уже понимают. В 2015 году они потратили на рекламу 2.576,9 млрд неденоминированных рублей.

akostyukevich@sb.by

Фото vitrina-shop.com

Советская Белоруссия № 178 (25060). Пятница, 16 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter