Вечный двигатель Полесья

Далековато за деревню ходили мы с бабушкой сгребать накошенное дедом сено, и она рассказывала мне всякие истории про то, как на том месте, где сейчас гнедой красавец пощипывает травку, тонули в болоте повозки вместе с лошадьми, а в город можно было добраться только по зимнику — такой дороге, которая лишь в хороший мороз считается проезжей. И было это во времена не столь еще и далекие прошлого века. Потом мелиорацию земель белорусского Полесья окрестили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Мелиораторы, щедро финансируемые государством, делали свое дело усердно. На Брестчине всего было мелиорировано 686 тысяч гектаров сельхозугодий — 47 процентов, в девяти полесских районах — до 70, а в Пинском — и того больше. С заместителем председателя Пинского райисполкома Иваном Богатко мы поехали посмотреть, как сегодня живут люди в некогда мелиорированных местах.

О тех, кто в соавторстве делает урожай и остается “за кадром”

Недавняя стихия показала, что старались мелиораторы тогда не зря: нынешним июльским проливным дождям не удалось превратить Полесье в огромное озеро.
И даже после страшной бури, которая, как подсчитали специалисты, случается раз в 140 лет, в СПК “Лопатино”  Пинского района на землях, переданных колхозу трестом “Пинскводстрой”, ожидается неплохой урожай, сказал председатель хозяйства Александр Полейчук.  
Стараются мелиораторы и теперь. Темпы, правда, в силу финансовых обстоятельств поубавились: если раньше из болотного небытия один только трест “Пинскводстрой” возвращал стране 14 тысяч гектаров земель, то теперь площади гораздо скромнее — по 200—300 реконструированных гектаров в каждом районе. Тех, что были освоены 30—40 лет назад, ведь каналы зарастают травой, кустарником и перестают выполнять свои функции.
— Середина 90-х лет была очень тяжелым периодом, — вспоминает директор РУП “Пинскводстрой” Леонид Довбнюк. — Тогда по тресту объем мелиоративных работ составлял примерно 15 процентов, остальное добирали у других заказчиков — дорожников, нефтяников, газовиков. Была задача сохранить коллектив. Благодаря им мы и выжили в то сложнейшее время. А за последние 2—3 года численность работников даже выросла, на 130 человек.
С друзьями связей не теряют и сегодня и уже наполовину заняты своим непосредственным делом. В минувшем году ввели в эксплуатацию более двух тысяч гектаров реконструированных земель. В нынешнем планируют выполнить  объем подрядных работ на 25—26 млрд рублей. По многим объектам подрядные торги выигрывает именно Пинскводстрой. Недавно закончили благоустройство территории озера Барановичского станкостроительного завода ЗАО “Атлант”. Не исключено, что в ближайшее время именно пинские мелиораторы начнут строить гидроэлектростанцию в Ляховичском районе.
Руководство к действию сегодня — две долгосрочные государственные программы: сохранения и использования мелиорированных земель и защиты населенных пунктов от подтопления. Второе дыхание бывшей ударной стройке  придал Президент страны. Посещая Пинщину три года назад, глава государства принял решение: ежегодно 100 млн долларов будет выделяться из госбюджета только на первую программу.
Потихоньку и сами стали зарабатывать, правда, изношенность на 85—90 процентов основных фондов сильно развернуться не позволяет: большую часть денег приходится направлять на ремонт техники. Да и горюче-смазочные материалы занимают в структуре затрат до 50 процентов.
— Главная проблема — обновление парка машин, — продолжает Леонид Довбнюк. — Я считаю, нашим строителям нужно помочь с приобретением техники в лизинг — на тех же условиях, которые отдельным  постановлением определены для сельхозпроизводителей. Все логично: мы ведь тоже работаем на сельское хозяйство, помогаем получать высокие урожаи. Нам нужны “МАЗы”, тракторы, техника для пахоты, дискования, планировки, ведь по планам в  год мы дожны в 1,5 раза увеличивать объемы реконструируемых площадей. Хочу сказать одно: где пройдут мелиораторы, там порядок на земле, а где порядок — там и урожай будет.
И не только, кстати, на земле. Именно благодаря мелиораторам Пинский район весь прошлый год имел в продаже свежую рыбу из местных прудов. Проблемы рыбоводов стали для них не чужими после того, как отрасль была передана Департаменту по мелиорации и водному хозяйству. После ремонта и реконструкции рыбоводческих комплексов рыбхоза “Полесье” пинские рыбоводы планируют нынче выдать покупателю 11 тысяч тонн продукции. Только в прошлом году ее объем они увеличили на треть.
А еще мелиораторы строят жилье. В прошлом году ввели 17 домиков, теперь рассчитывают на 27.  Реконструировали мост в Кобринском районе. Одними из первых в отрасли в этом году получили сертификат соответствия ИСО-9001-2001. За качество выполненных работ. Немало на  стене директорского кабинета благодарственных писем. Например, от генерального директора предприятия “Гомельтранснефть “Дружба” Алексея Костюченко, директора ИП “Белстройтрансгаз” Леонида Каминского, руководителя предприятия “Брестоблдорстрой” Петра Скоробогатько...
В общем, жизнь заставила научиться всему. Но главным рабочим местом мелиоратора по-прежнему остается кабина экскаватора или бульдозера, изо дня в день бороздящего болотистые окрестности. Молодежи оно особо не глянется. Здесь держатся в основном люди старой закалки.
В Минсельхозпроде согласились с Леонидом Довбнюком, что надо вести плановую подготовку кадров для мелиоративной отрасли. Ведь есть учебные центры, которые и должны готовить специалистов под заказ соответствующих предприятий. На эту перспективу Леонид Иванович очень надеется.

“Шведский стол” для хрюшек

Предприятие мелиоративных систем принимает работу Пинскводстроя и берет на себя все функции по поддержанию объектов в работоспособном состоянии. Качеством того, что попадает в руки работников ПМС, они довольны, рассказывает директор Петр Колесникович.
А это на сегодняшний день ни много ни мало  5350 километров мелиоративных каналов, 650 километров дамб,
72 насосные станции — всего
2 тысячи сооружений. Сооружения — это еще и разные трубы, водоприемники, по которым должна бежать вода в нужную сторону. Заменить проржавевшее оборудование, прочистить каналы до проектной отметки — это  и есть работа ПМС, которую оно делает добросовестно и качественно. И все-таки в тот ливень, что обрушился на Полесье в начале июля, аварийным бригадам предприятия отдохнуть не пришлось ни минуты.
Есть у мелиораторов и еще одна забота — сельхозпредприятие, которое присоединили к ПМС в нынешнем феврале. Вспоминаю выражение одного директора, которого постигла такая же участь: “Колхоз не просто лежачий — закопанный”.
Однако Петр Михайлович за дело взялся с таким энтузиазмом, что в короткие сроки все сдвинулось с мертвой точки: уже к июню производство продукции животноводства выросло  на 68 процентов, зарплата у людей — вдвое. Посеяли в полтора раза больше запланированного. До июня приходилось закупать корма — слабоватое наследство досталось. Однако среднесуточные  привесы на откорме  в более чем 650 граммов вывели хозяйство на третье место в районе, по производительности труда — на второе, а по надою на корову — и вовсе на первое. Доярка  Галина Короб уже не раз высшую строку районного рейтинга занимала.
— Думаю, она выйдет на рубеж более шести тысяч килограммов за год. Накормить ведь корову надо, вложить в нее крестьянскую душу, — рассуждает Петр Колесникович. — Кто не хотел работать, с теми мы распрощались: кто сам ушел, иных попросили. Справляемся. Чего не хватает в том коллективе, помогает этот. На  70 процентов посевную провело ПМС своими силами. Впрочем, деления теперь никакого нет: все премии, которые получают наши работники, мы перенесли и на колхоз. Набрали людей, у доярок теперь есть выходные. Будем создавать новые рабочие места, увеличивать поголовье стада. Вот на закупку элитного молодняка у государства хотелось бы попросить кредит. А по лизингу берем 7 единиц техники: косилки, плющилки, зерно- и, кормоуборочные комбайны.
Почему взялся Колесникович за этот гуж, догадаться легко. Когда заходит речь  о колхозе, его глаза каким-то особым светом загораются. Был и  опыт руководителя совхоза, было и у предприятия мелиоративных систем 700 гектаров своей земли, с которой оно ежегодно продавало государству 600—700 центнеров зерна. Уже успели отремонтировать телятник и запустить “шведский стол” для свиней, где животные могут есть не сколько “положено”, а сколько захотят.

Возродить полесский Китай

— это светлая мечта председателя СПК “Валище” Александра Андриевича.
Китаем  в свое время величали деревню Валище, что на Пинщине. Там меньше четверых ребят в семье иметь считалось делом неправильным. Деревня всегда была работящая, многолюдная, а во дворах не стихал детский гомон. Теперь — приутихло. Ну да еще к тому же — рабочий день.
У правления хозяйства поздоровались с миловидной женщиной, поинтересовались: председатель есть? Александр Леонтьевич был, как положено,  на полях. Примчавшись в контору, между делом доложил: утром  проводил супругу на работу в бухгалтерию сельсовета. Спросили, не ее ли мы встретили в элегантном розовом наряде? Долго вспоминал, во что же она была одета. Так и не вспомнил. Вот тебе и демография. Впрочем, ему, сорокалетнему председателю, почти простительно: уже трое взрослых ребят. Однако всех будущих рожениц на вверенной ему территории он подсчитал: семь в Валище, по одной в Клетной и Хворосно, трое в Озаричах.
В Валище, по крайней мере, за последние годы такого, говорит, не наблюдалось. Авось через пару-тройку лет да и возродится полесский “Китай”, которому в будущем году 450 лет?! О перспективах мы конечно же доложим нашим читателям, тем более что в 2008-м здесь будет основан агрогородок.
Сельхозпредприятие “Озаричи”, с  самым низким удоем молока на корову в области, в СПК “Валище” состоит с ноября 2005 года. Ох как непросто было воссоединить хозяйства! Некоторые люди даже на работу в Валище отказывались ездить — зиму дома просидели.  Теперь Андриевич и сам удивляется: как-то все потом само собой образовалось, поверили люди, что без работы и без зарплаты не останутся.
Привирает, конечно, слегка этот “настоящий валищинец” (как сам про себя сказал). На обустройство “совместной жизни” сил было положено немало. В практически пустые фермы поставил коров, стал проводить реконструкцию. Еще его напористый характер помог людей убедить.
Чужие долги пришлось выплачивать зерном, хоть и в самом “Валище” случился тогда неурожай. Но рассчитаться было делом чести. Сейчас доярка 600—700 тысяч рублей получает, механизатор на химобработке — до двух миллионов. И самое главное, коллектив не делит никого на своих и чужих — работают люди дружно и слаженно весь световой день, с 6 утра до 10 вечера.
Чуть больше месяца назад мы ехали мимо красивых, ухоженных полей с дружными, резвыми всходами кукурузы, густой шапкой тритикале, одного из лучших в районе хозяйств. Звоню Андриевичу после июльского потопа: как там у вас? 90 процентов полей под водой от 20 сантиметров до 80 было, все шесть деревень без картошки останутся. Это в тех краях, которые всегда славились картофельным урожаем! Однако настоящий валищинец оптимизма не теряет: жить будем!
Здесь строят дома, которые предпочитают вручать своим, и свои молодые остаются — доярки, механизаторы, сварщики. Потому что, считает председатель, свои — надежнее. В самой отдаленной деревне колхоза — Клетной возвели баню, в ближайшее время такая же появится и в Озаричах.
— Я по-другому работать не могу, — признается, попросив выключить диктофон, председатель с семилетним стажем Александр Андриевич. — Родина же, батька тут. А вообще все начиналось с команды специалистов. Она осталась прежней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter