Вечный двигатель экономик

Ничто не объединяет страны сильнее, чем экономические связи. Осуществление нынешних союзных программ — лучшее подтверждение обоюдной выгоды от совместных действий. Такого мнения придерживается член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, который недавно ознакомился с работой МАЗа.

— Андрей Афанасьевич, чем силен сегодня двигатель белорусско-российской интеграции?
— Совместными действиями мы достигли успеха в целом ряде отраслей промышленности. То, что сохранено после распада СССР и приумножено, нужно и дальше развивать. Необходимо работать по тяжелому автомобилестроению, сердцем которого является российско-белорусский дизель, по элементной базе, электронно-вычислительной технике. Оправдал себя и созданный благодаря союзной программе суперкомпьютер “СКИФ”.
— Востребован ли он нашими производителями?
— Сегодня это называется суперкомпьютером, а завтра это будет рядовое рабочее место. Таковы прогнозы. Наши ученые и инженеры разработали такую рядность суперкомпьютеров, что она позволяет наращивать его возможности без замены базового компонента. “СКИФ” — это не экзотика. Наши суперкомпьютеры заказывают западные нефтегазовые компании. Выказывают интерес и учебные заведения.
— Какие планы по программе союзного дизеля?
— Эта программа позволила собрать и дисциплинировать заводы автопрома, вывела кооперацию на более высокий уровень. Этим курсом необходимо идти и дальше. Тенденция мирового автомобилестроения такова, что двигатель без электроники скоро и представить будет невозможно. Стандарты Евро-4 и Евро-5 лучшее тому подтверждение. В Беларуси и России все автозаводы в общем-то идут по одному пути. Но если они будут двигаться каждый сам по себе, то пользы будет немного. Поэтому нужна новая специальная программа, которая бы позволила собрать воедино весь наш творческий потенциал, сконцентрировать ресурсы и направить их на перспективные направления. Парламентское Собрание должно уделять пристальное внимание программе союзного дизеля. Там, где мы объединились, мы что-то сделали. Ведь что сегодня происходит на Западе! Если “BOSH” делает аппаратуру, он делает ее практически всему европейскому автокомплексу, то же самое касается и других компонентов машин.
— Какие еще сегодня, на ваш взгляд, существуют точки для приложения совместных усилий?
— Сейчас на повестке дня стоит вопрос о российско-белорусской программе по станкостроению. Подъем промышленного производства в наших двух странах требует обновления станочного парка. Пока это идет в основном за счет импортных изделий. Но ведь когда-то у нас было неплохое станкостроение. В России возрождается авиастроение, судостроение и так далее. Все это требует нового поколения станков. И, я думаю (мы это обсуждали с белорусскими парламентариями), Союзное государство должно здесь сказать свое слово.
— Осложнения, которые произошли в российско-белорусских отношениях в начале нынешнего года, как-то повлияли на кооперативные связи между нашими производителями?
— Мне кажется, нет. Во взаимодействии госаппаратов некоторая настороженность появилась, но и это уже пройденный этап. Я полагаю, что мы поднимемся теперь на более высокий уровень интеграции. Есть, например, предложение создать специальный Совет при Парламентском Собрании, который будет заниматься предметной разработкой проектов, программ и включением их в союзный бюджет.
К тому же парламентский корпус должен проанализировать: а что же сделано из уже намеченного? И при подготовке новых бюджетов нужно сфокусировать внимание на том, что сегодня является самым важным. Только так, через прорывы в технологических областях можно отстоять наш общий рынок. Отстоять не запретительными мерами, а через победу в конкурентной борьбе с производителями из других стран. Кстати, когда мы обсуждали российско-белорусские отношения на Совете Государственной Думы, все фракции пришли к выводу, что тенденция роста союзного бюджета должна сохраниться, и на следующий год его нужно увеличить как минимум на 20 процентов.
— Насколько сегодня реально объединить в промышленности усилия наших стран? Ведь различия в укладе экономик очевидны. В Беларуси крупнейшие предприятия в госсобственности, а в России — это частный бизнес...
— Во-первых, в России возрастает роль государства. Этот рост идет и за счет прямого участия государства в определении политики в стратегических отраслях. Думаю, что и в Беларуси будет продолжена программа приватизации. Это все приведет к структурному сближению экономик наших стран.
— При выстраивании своей внешней политики Россия сейчас выдвигает условие открытия своих рынков только в том случае, если другие страны пустят к себе российский капитал.
— Это серьезный вопрос. Я думаю, мы его будем скрупулезно рассматривать с белорусскими коллегами в рамках Парламентского Собрания. Но надо понимать одно: тут никаких резких действий со стороны России не будет. Конечно, российские компании интересуются выходом за рубеж, в то же время Россия должна такие же возможности предоставлять и, в частности, белорусам. Ведь любое сотрудничество, а тем более построение Союзного государства возможно лишь при соблюдении взаимных интересов. Иначе и быть не может.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter