В театре им. Горького премьера спектакля «Братья Карамазовы», к работе над которым приступили еще 2 года назад

Вечные вопросы

Долгожданная премьера: последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» впервые на сцене театра им. Горького

Интересный факт: Достоевский писал «Братьев Карамазовых» почти два года. И ровно столько же времени понадобилось режиссеру Ольге Клебанович и художественному руководителю постановки Сергею Ковальчику, чтобы спектакль наконец увидели зрители.

Вероника Пляшкевич (Грушенька) и Руслан Чернецкий (Дмитрий Карамазов) нашли в романе Достоевского свои смыслы.

Сначала модернизация технического комплекса, затем коронавирусные ограничения и самоизоляция — все это мешало труппе выпустить спектакль в срок. Но время, уверен Сергей Ковальчик, пошло их премьерной новинке только на пользу. Изысканный по форме и глубокий по содержанию спектакль подкрепит вся мощь нового светового пакета — то главное, ради чего два с половиной года назад и затевался ремонт. 

Для народной артистки Ольги Клебанович «Братья Карамазовы» стали первой режиссерской работой. Причем сначала грандиозный роман Достоевского Ольга Михайловна «отрепетировала» со своими студентами: 

— Пять лет преподавала мастерство актера на режиссерском курсе Сергея Ковальчика в академии искусств. И когда пришло время выпускать дипломный спектакль, предложила «Братьев Карамазовых». Я полностью окунулась в этот материал и потащила за собой студентов. На показе был в том числе директор театра им. Горького Эдуард Герасимович. И он предложил мне сделать уже полноценную постановку для нашей большой сцены. 

Говорить со зрителями метафорами режиссер абсолютно не боится. В своем восприятии Достоевского Ольга Михайловна абсолютно свободна:

— Я очень люблю Федора Михайловича. И «Братья Карамазовы» в его творчестве для меня всегда на первом месте. Потому что в центре этого произведения есть «Легенда о Великом Инквизиторе», которая, на мой взгляд, является ключом ко всему творчеству Достоевского, ко всему православному наследию. Я спокойно отношусь к религии, потому что служу в другом храме — театре. 
Но тема очищения человечества через веру мне чрезвычайно близка. Созвучна мне и та гармония души, которую проповедует Достоевский в этом тексте. 
Там у меня есть любимый кусочек, когда старик великий инквизитор заходит в подвал к пленнику и спрашивает: «Это ты? Ты? Зачем ты пришел нам мешать?» Обожаю этот монолог.

В спектакле занята практически вся труппа театра.

Вместить весь роман в двухчасовой спектакль просто невозможно. Но и цели, рассказывает худрук постановки Сергей Ковальчик, такой не было. Еще сложнее — работать с акцентами. «Братья Карамазовы» обросли таким количеством смыслов и стереотипов, было так много кино‑ и театральных постановок, что найти свое, новое прочтение оказалось большой задачей для режиссеров Ковальчика и Клебанович. 
Удалось ли им ответить на вечные вопросы — где найти духовное спасение, есть ли Бог и что находится по ту сторону греха, — решат уже зрители.
Переосмыслив роман Достоевского и превратив его из сумрачной драмы в мистический детектив (так жанр новинки определили сами ее создатели), Ольга Клебанович при этом не отказалась от консервативного подхода к материалу и уважения к слову великого русского писателя:

— Мне кажется, это главное, чего мы достигли: в год 200‑летия Достоевского со сцены нашего театра прозвучит слово Федора Михайловича. И это уже есть, что называется, омовение классикой. Пока спектакль только рождается, и я счастлива, что успела воплотить свою мечту. Если Бог подарит мне радость жизни, весной еще приступлю к «Месяцу в деревне» Ивана Тургенева. Что интересно, они не ладили между собой, Тургенев и Достоевский. Но в театре мы постараемся их подружить.

Сергей Жбанков в роли Алёши Карамазова.

В спектакле о том, как мнимая добродетель оборачивается равнодушием, вожделение — истинной любовью, а безграничная свобода — душевным хаосом, занята практически вся труппа. На первом плане в «Братьях Карамазовых» — мужчины, их отношения с Богом, друг с другом и с собой. Алешу Карамазова в разных составах сыграют Сергей Жбанков и Андрей Сенькин, Ивана — Егор Третьяков, а в роли Дмитрия зрители увидят Руслана Чернецкого. За два года, пока шли репетиции, признается актер, запал он не растерял: 

— Наоборот, только приобрел! Мне кажется, для каждого нашего артиста этот спектакль стал событием, каждому было интересно проанализировать и разобрать свою роль. Вообще, это тот редкий случай, когда сложилась совокупность факторов. Во‑первых, материал. Это же классика! Во‑вторых, режиссер. Ольга Михайловна нам как мама. Она педагог с огромным опытом, при этом очень требовательный и вдумчивый постановщик. И в‑третьих, музыка и художественное оформление спектакля. Поверьте, это стоит услышать и увидеть.

Финал спектакля режиссер Ольга Клебанович оставит открытым, тем самым давая понять, что героям еще предстоит пройти длинный путь:

— Достоевский всю жизнь исследовал человеческую душу. В последнем его романе каждый из братьев делает выбор, по‑своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души. Надеюсь, свой выбор сделают и зрители. Опыт работы со студентами убедил меня, что современная молодежь прекрасно понимает философию Достоевского, «проклятые вопросы» волнуют их не меньше, чем нас.
Ради «Братьев Карамазовых» Ольга Клебанович отложила работу над восстановлением спектакля Жана‑Франсуа Реньяра «Единственный наследник», который долгое время был визитной карточкой театра.
Ближайшие показы «Братьев Карамазовых» пройдут 19 и 27 ноября.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter