«Вечные ценности» для прагматиков и эстетов

Мировой рынок предметов роскоши в 2009 году сократится на 10 %

Рынок товаров класса люкс принято считать одним из самых консервативных. Производители роскоши не без основания надеются, что богатые люди, несмотря ни на что, продолжат ездить на тех же машинах, покупать еду и напитки, к которым уже привыкли, не откажут себе в брендовой одежде или ювелирных украшениях. Впрочем, сегодняшние реалии могут изменить расстановку сил в любом сегменте…

Производители ювелирных изделий тревогу пока не бьют, но определенные изменения уже прочувствовали. Особенно пострадали европейские брендовые компании. По оценкам «Bernstein Research», рынок предметов роскоши в 2009 году сократится на 10 %. Первой о сокращении выручки в 2008 году объявила итальянская ювелирная фирма «Bulgari SpA» — потеря 10 млн. евро при обороте в 1,08 млрд. не критична, но такого давно не было. Другой итальянской компании, «IT Holding SpA» (владеет маркой «Gianfranco Ferre»), пришлось гораздо хуже: оказавшись в долгах и убытках, она была вынуждена объявить о банкротстве одного из своих подразделений. У швейцарской компании «Cie. Financiere Richmont SA», владельца ювелирной сети «Cartier», а также нескольких марок швейцарских часов категории люкс, выручка сократилась в октябре—декабре 2008 года на 7 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, до 1,55 млрд. евро. В России, по некоторым данным, продажи компаний, торгующих драгоценностями, упали в ноябре 2008 года на 12 % к тому же периоду 2007-го, в декабре — на 25 %, в январе 2009-го — на 38 %. Соответственно снизились и физические объемы производства продукции.

По данным Всемирного совета по золоту (World Gold Council, WGC), в прошлом году потребление золота ювелирной отраслью упало более чем на 10 %. Но металл внакладе не остался: этот «недобор» с лихвой компенсировали инвесторы, нашедшие в золоте признаки «тихой гавани» для своих финансов. В четвертом квартале 2008 года инвестиционный спрос на него вырос почти в 3 раза — до 400 тонн со 141 тонны годом ранее. Кроме того, событием года стало преодоление рубежа в 1 тыс. долларов за унцию. В первом квартале 2009 года, как утверждают аналитики, инвестиционный спрос на золото остается высоким и продолжает покрывать падение закупок со стороны ювелиров. Впрочем, по итогам года производители украшений все же превысят прошлогоднюю планку: по прогнозам компании Gold Field Mineral Services (GFMS), объемы потребления в отрасли составят 2230 тонн (против 2085 тонн в 2008 году).

История знает периоды, когда цены на золото, драгоценные камни и ювелирные украшения падали, но в целом тенденция всегда остается восходящей, притом порой очень круто. «Вечные ценности», действительно, стоят дорого во все времена, и это главный аргумент ювелиров. Но, к сожалению, продать украшения гораздо труднее, чем купить, что порой удерживает потребителя от покупки такого надежного, но не вполне ликвидного инвестиционного актива.

Кризис показал интересную особенность рынка: в то время как по большинству товаров средний ценовой сегмент во время кризиса остается наиболее устойчивым, ювелирные изделия для middle-класса «проседают» больше всего. Осенью 2008 года российские ювелиры констатировали резкий рост спроса, однако в начале 2009 года ситуация изменилась — все большей популярностью начали пользоваться недорогие украшения и изделия из серебра. Падение продаж, которое эксперты рынка зафиксировали в декабре, продолжилось. Пожалуй, только производители и продавцы серебра не говорят сегодня об ощутимом негативном влиянии кризиса: прогнозируется, что по итогам года продажи изделий из этого металла могут вырасти на 20—25 %. Некоторые компании начали даже выпуск украшений из серебра с бриллиантами, что позволяет значительно снизить цену.

Перспективы рынка ювелирных изделий его участники оценивают с осторожным оптимизмом: история не раз доказывала, что никакой финансовый кризис дорогим украшениям не страшен. Они всегда оставались предметом восхищения для ценителей прекрасного и предметом выгодного вложения средств для прагматиков. А при таком раскладе устойчивый спрос обеспечен.

----------------------------------

Золото   у   каждого   свое…

Для стран, специализирующихся на выпуске ювелирных изделий, характерны свои производственные традиции. Так, в государствах бывшего СССР до последнего времени наибольшей популярностью пользовались изделия из золота 585-й пробы, и воспитанным в классических советских традициях потребителям понадобилось достаточно много времени для того, чтобы оценить украшения из других сортов этого драгметалла. В Европе ценятся изделия 750-й пробы, а в США — низкой 333-й. Золотые украшения из Южной Африки отличают матовые оттенки и насыщенный желтый цвет, в Японии предпочитают небольшие и дорогие украшения из золота и платины, в арабских странах — массивные изделия, в странах Европы устойчивым спросом пользуется продукция из желтого и в особенности белого золота.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter