Кинокритик Людмила Саенкова о кино и о любви

Вечная история

Когда польский режиссер Анджей Вайда, знаменитый своим авторским социальным и политическим кино, сказал, что он всю жизнь снимал только о любви, он был абсолютно прав. Как прав был и классик советского кино Сергей Эйзенштейн, когда в каждом своем киноэпосе закладывал матрицу любовного повествования. Ну кто бы мог догадаться, что исключительно революционная картина «Броненосец «Потемкин», в которой и намека нет ни на какой любовный сюжет, создана по принципу любовного треугольника? По сути, вся история мирового кино есть не что иное, как история этой вечной, бесконечно разнообразной темы. И всегда, несмотря на социальные потрясения, военные конфликты, заказ, который диктует то или иное время, находятся авторы, которые создают абсолютно камерное кино о любви мужчины и женщины. И это «тихое», лишенное специальных зрелищных эффектов повествование становится самым громким, самым привлекательным, самым запоминающимся, добавляя что–то новое в наше понимание этих отношений.

Так было в 1968 году, когда на экраны вышла лента Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта» — первая экранизация шекспировской трагедии. Студенческая революция во Франции, Пражская весна, война во Вьетнаме, убийство Роберта Кеннеди, военные захваты и политические перевороты в Африке — а весь мир прильнул к экрану, восхищаясь той любовью, которая сильнее родовой вражды, предрассудков и непреодолимых препятствий. Без преувеличения, это было событие планетарного масштаба. Помнится, с какой силой распространялась народная молва о том, какое это кино. Мы, малолетки, то и дело выпрашивали у родителей несколько копеек, чтобы раз за разом после окончания предыдущего сеанса заходить на следующий. Мало что понимая по сути, как завороженные смотрели на экран, где все представлялось неземной красотой. А потом стали добывать снимки исполнителей главных ролей Оливии Хасси и Леонардо Уайтинга, вырванные либо из «Советского экрана», либо из «Огонька», и вывешивать их как портреты самых обожаемых и любимых. Так они и прошли по жизни тех, для кого эта «печальная повесть» стала почти что личной.

«Ромео и Джульетта».

А история «Мужчины и женщины», рассказанная Клодом Лелюшем? В том же 1966 году было снято немалое количество потрясающих фильмов: Антониони представил «Фотоувеличение», «Андрей Рублев» Тарковского и Кончаловского лег на полку, своих «Оскаров» получили «Звуки музыки», побивал все кассовые рекорды «Доктор Живаго» Дэвида Лина, поражал своей неопритчевостью «Корабль дураков» Стенли Крамера. Было много «званых», а «избранным», тем, который и сейчас помнится покадрово, который и сейчас смотрится как то, что про «здесь» и «сейчас», как то, что про всех и для каждого, остается «Мужчина и женщина». Клод Лелюш, снявший за всю карьеру более 40 фильмов, остается в памяти как автор именно этой картины. Простая и непритязательная история рассказана так, как будто все было впервые. То понятно–необычное, что там было, пришлось как нельзя кстати зрителю конца 60–х: и лица Анук Эме и Жан–Луи Трентиньяна (который позже, уже в другой возрастной категории сыграл драматическую роль любящего мужа в фильме М.Ханеке «Любовь»), и их романтические отношения под нежно–гармоничную мелодию Франсиса Лэя, и все драматические перипетии той запоздалой любви, когда герои не вольны распоряжаться своими чувствами.

«Калина красная».

Среди американских космических одиссей, боевиков и непревзойденных триллеров каким–то особым светом высвечиваются опять же тихие, почти незаметные «Влюбленные» Улу Гросбарда. Светят и не гаснут с начала 80–х, несмотря на неровную режиссуру, драматургические провалы и проч. При небольшом количестве слов Мэрил Стрип и Роберту Де Ниро удалось историю обычного адюльтера превратить в историю возвышенных и абсолютно целомудренных чувств, которые разделялись и разделяются зрителями независимо от времени и территории проживания.

До сих пор памятны всенародная любовь к нашим «Влюбленным» Э.Ишмухамедова, к «Романсу о влюбленных» А.Кончаловского. А что творилось с «Зимней вишней» И.Масленникова?! Билеты заказывали заранее и корпоративно преподносили как значимые подарки. И что такое бессмертные «Летят журавли» М.Калатозова как не история о преданной и жертвенной любви? И кто такой Егор Прокудин из «Калины красной» В.Шукшина, если бы в его жизни не случилась встреча с Любой Байкаловой? Киноистории о любви бесконечны как сама жизнь. Как и сама любовь, которая, как известно, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter