Вечная история

Кинокритик Людмила Саенкова о кино и о любви

Когда польский режиссер Анджей Вайда, знаменитый своим авторским социальным и политическим кино, сказал, что он всю жизнь снимал только о любви, он был абсолютно прав. Как прав был и классик советского кино Сергей Эйзенштейн, когда в каждом своем киноэпосе закладывал матрицу любовного повествования. Ну кто бы мог догадаться, что исключительно революционная картина «Броненосец «Потемкин», в которой и намека нет ни на какой любовный сюжет, создана по принципу любовного треугольника? По сути, вся история мирового кино есть не что иное, как история этой вечной, бесконечно разнообразной темы. И всегда, несмотря на социальные потрясения, военные конфликты, заказ, который диктует то или иное время, находятся авторы, которые создают абсолютно камерное кино о любви мужчины и женщины. И это «тихое», лишенное специальных зрелищных эффектов повествование становится самым громким, самым привлекательным, самым запоминающимся, добавляя что–то новое в наше понимание этих отношений.

Так было в 1968 году, когда на экраны вышла лента Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта» — первая экранизация шекспировской трагедии. Студенческая революция во Франции, Пражская весна, война во Вьетнаме, убийство Роберта Кеннеди, военные захваты и политические перевороты в Африке — а весь мир прильнул к экрану, восхищаясь той любовью, которая сильнее родовой вражды, предрассудков и непреодолимых препятствий. Без преувеличения, это было событие планетарного масштаба. Помнится, с какой силой распространялась народная молва о том, какое это кино. Мы, малолетки, то и дело выпрашивали у родителей несколько копеек, чтобы раз за разом после окончания предыдущего сеанса заходить на следующий. Мало что понимая по сути, как завороженные смотрели на экран, где все представлялось неземной красотой. А потом стали добывать снимки исполнителей главных ролей Оливии Хасси и Леонардо Уайтинга, вырванные либо из «Советского экрана», либо из «Огонька», и вывешивать их как портреты самых обожаемых и любимых. Так они и прошли по жизни тех, для кого эта «печальная повесть» стала почти что личной.

«Ромео и Джульетта».

А история «Мужчины и женщины», рассказанная Клодом Лелюшем? В том же 1966 году было снято немалое количество потрясающих фильмов: Антониони представил «Фотоувеличение», «Андрей Рублев» Тарковского и Кончаловского лег на полку, своих «Оскаров» получили «Звуки музыки», побивал все кассовые рекорды «Доктор Живаго» Дэвида Лина, поражал своей неопритчевостью «Корабль дураков» Стенли Крамера. Было много «званых», а «избранным», тем, который и сейчас помнится покадрово, который и сейчас смотрится как то, что про «здесь» и «сейчас», как то, что про всех и для каждого, остается «Мужчина и женщина». Клод Лелюш, снявший за всю карьеру более 40 фильмов, остается в памяти как автор именно этой картины. Простая и непритязательная история рассказана так, как будто все было впервые. То понятно–необычное, что там было, пришлось как нельзя кстати зрителю конца 60–х: и лица Анук Эме и Жан–Луи Трентиньяна (который позже, уже в другой возрастной категории сыграл драматическую роль любящего мужа в фильме М.Ханеке «Любовь»), и их романтические отношения под нежно–гармоничную мелодию Франсиса Лэя, и все драматические перипетии той запоздалой любви, когда герои не вольны распоряжаться своими чувствами.

«Калина красная».

Среди американских космических одиссей, боевиков и непревзойденных триллеров каким–то особым светом высвечиваются опять же тихие, почти незаметные «Влюбленные» Улу Гросбарда. Светят и не гаснут с начала 80–х, несмотря на неровную режиссуру, драматургические провалы и проч. При небольшом количестве слов Мэрил Стрип и Роберту Де Ниро удалось историю обычного адюльтера превратить в историю возвышенных и абсолютно целомудренных чувств, которые разделялись и разделяются зрителями независимо от времени и территории проживания.

До сих пор памятны всенародная любовь к нашим «Влюбленным» Э.Ишмухамедова, к «Романсу о влюбленных» А.Кончаловского. А что творилось с «Зимней вишней» И.Масленникова?! Билеты заказывали заранее и корпоративно преподносили как значимые подарки. И что такое бессмертные «Летят журавли» М.Калатозова как не история о преданной и жертвенной любви? И кто такой Егор Прокудин из «Калины красной» В.Шукшина, если бы в его жизни не случилась встреча с Любой Байкаловой? Киноистории о любви бесконечны как сама жизнь. Как и сама любовь, которая, как известно, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

lpsm3163@mail.ru

Версия для печати
алькор
   Всего 49 строк статьи кинокритика Л.П.Саенковой, а сколько в них информации, страсти и любви к настоящему кино!!!
Это эссе, наполненное  светлой грустью воспоминания о " событиях планетарного масштаба ".отправляет нас во времена, когда в кинозалы шли не за поп-.кормом. Мы любили кино, кино любило нас и учило Любви.
  А из белорусских фильмов - хочу напомнить про " Венок сонетов". Разве он не из одного ряда с "Ромео и Джульеттой".
и " Романса о влюблённых"..?!.
Дмитрий, 31, Минск
Очень преданно, привлекательно и красиво и о кино и о любви  
Геннадий, 39, Минск
Спасибо Людмиле Петровне! Чудесная статья! Согласен с комментариями. Было бы замечательно, если бы наш народ любил и ценил такие фильмы, которые ответила Людмила Петровна, а не голливуд. В этом есть показатель культуры и уровень развития нации - в отношении к искусству и вечным ценностям
Валентина, 54, Минск
Все потрясающие и вечные фильмы- о любви,,,Спасибо Людмиле о напоминании об этих прекрасных лентах. Они никогда не потеряют свою актуальность,их хочется смотреть еще и еще.
Татьяна, 58, Солигорск
ПОлностью согласна с автором статьи, без любви человек не что. ПОэтому  тема  любви будет актуальная в искусстве всегда. В этом и есть и жизнь, и искусство
ИНна, 20, МИнск
МНе очень жаль, что не застала времена когда билет на киносеанс это праздник. Но согласна, что любовь и кино две вещи неразделимые
поклонник, 56, МИнск
Я поклонник Ваш Людмила в части Ваших статей. ВСегда с нетерпением жду Ваших статей. ВСе что написано, пронесено через душу и сердце автора. НЕт не одного лишнего слова. ВСе правильно. ДО скорой встречи надеюсь. С нетерпением жду новой темы
Сергей, 55, Минск
Действительно, в нашей жизни бурлят страсти: страны вернулись к "психологическим" войнам и выяснениям отношений; люди и в семьях, и в своих социумах сражаются друг с другом; обвинения и ор сыпятся отовсюду-радио, ТВ, ток-шоу, общественные места..И права журналист Саенкова, которая просто подсказала нам то, что есть пристань, где человеку всегда будет уютно и комфортно это Любовь, его Любовь. А какая она?- посмотрите кино, о котором так тепло и нежно рассказала нам Людмила Саенкова в своей статье. Спасибо!
Екатерина, 38, Минск
Людмила Петровна! Статья Ваша проникнута нежностью, я бы сказала, лиризмом. Вы через сердце проносите любовь к кино, и нас учите тому же. Вы - настоящая в наше время черствости и непонимания. Спасибо Вам за эти теплые слова! Желаю Вам ЛЮБВИ!
Евгений, 46, Могилев
Какое же это было счастье и восторг - слушать лекции на журфаке от Людмилы Петровны
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости