Вечера на хуторе близ Зельвянки

Белорусские агроусадьбы за год заработают не менее $ 6,7 млн

Белорусские агроусадьбы в нынешнем году заработают не менее $ 6,7 млн.

Для большинства иностранных туристов, приезжающих в нашу страну, отдых в Беларуси означает прежде всего лечение в санаториях и профилакториях, а также так называемый медицинский туризм. Впрочем, уже несколько лет эта концепция немного расширилась — в стране как грибы после дождя стали расти агроусадьбы.

В 2006 году Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма» предоставил сельчанам возможность превратить гостеприимство в бизнес. В первый же год им поспешили воспользоваться 34 человека. В 2007-м к ним присоединились еще 154 единомышленника. В 2008-м появился еще один нормативный акт — Указ № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма», который разрешил заниматься этим бизнесом не только в провинции, но и в городах с населением до 20 тыс. человек. Причем желающие, к которым применяется особое налогообложение, теперь могли не только самостоятельно искать посетителей, но и сотрудничать с турфирмами. Шаги навстречу были оценены по достоинству: в 2008 году в Беларуси насчитывалось уже 474 усадьбы, в которых отдохнули 39,1 тыс. туристов. Как показало время, это далеко не предел…

По данным Минспорта и туризма, в 2012 году в стране было зарегистрировано 1775 усадеб. Суммарно они заработали около $ 5 млн. Или более $ 2,8 тыс. «на брата». Вместе с тем эксперты указывают: реально работает порядка 70 % от общего числа домиков в деревне. Ведь от момента регистрации до становления на ноги порой проходит несколько лет. Так что если пересчитать доходы, получится в среднем уже по $ 4 тыс. на каждую действующую агроусадьбу. Для сравнения: в 2010 году 1247 сельских бизнесменов суммарно заработали по тем временам $ 3,3 млн., или более $ 2,6 тыс. каждый (свыше Br 8 млн.). При таком раскладе прибыль от туристов по сравнению с 2006 годом выросла в 210 раз, а число самих приезжих гостей в деревнях увеличилось в 132 раза — до 120 тыс. «Этот бизнес идет на льготных основаниях, поэтому у владельцев нет кассовых аппаратов, мы видим только то, что они показывают», — отмечает директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Вадим Кармазин.

Владелец агроусадьбы «Ганка», что в Воложинском районе, Анатолий Ганец (на снимке) поясняет: «Бухгалтерии нет, потому что сельским туризмом занимаются физические лица. Но есть график посещения усадеб, есть стоимость, есть договоры, где указывается сумма. В конце года мы должны отдавать в налоговые органы данные о количестве посещений и суммах, которые указаны в договорах. Если вычесть оплату за свет, воду, вывоз мусора, продукты, получится, что затраты очень большие. Причем подметим: чем скромнее усадьба, тем больше людей ее посещает».

Примечательно, что, отвечая на вопрос о своем заработке, владельцы агроусадеб разводят руками. Мол, все вкладывается тотчас же в развитие. При этом те, кто уже не первый год в деле и чье имя на слуху, как, скажем, усадьба «Мир пчел» в Воложинском районе, не скрывают: на жизнь хватает. Порой владельцы усадеб зарабатывают даже больше, чем получали бы в столице на своих прежних работах. «Окупаемость есть. Однако средств недостаточно для строительства за свой счет. Но семью свою обеспечиваем, учим сына платно, — говорит владелец Василий Фролов. — Город меня никогда не привлекал, теперь не надо подниматься к 8.00 на работу. Делаю, сколько мне хочется, работаю с людьми. За прошлый год принял около 7 тыс. гостей».

Примерно такое же количество туристов — более 8 тыс. — посетило весь Воложинский район. Оно и неудивительно: все усадьбы объединены в кластер. А значит, побывав на одной, вам сразу же предложат другую-третью. И везде будет что посмотреть, ведь у каждой своя специализация, своя изюминка. «За год 12 действующих агроусадеб из 24 зарегистрированных заработали более Br 1 млрд. К нам приезжали из Великобритании, Новой Зеландии, Франции, Германии, Польши, Китая, России, Венесуэлы, Шри-Ланки. Из-за большого интереса в усадьбах — очереди, новогодние праздники во многих уже заняты. Но даже при высоком спросе конкуренция нешуточная: те, кто не может предложить нечто особенное, закрываются. Так, в прошлом году закрылось 4 усадьбы, — рассказывает зампредседателя Воложинского райисполкома Петр Бибик. — Все дома находятся в живописных местах, и местность приобретает новую жизнь, люди получают рабочие места».

Несмотря на то что все чаще «сельский» бизнес становится семейным, без посторонней помощи не обойтись. И если помочь по хозяйству можно попросить друзей, даже детей, то в части культурной программы приходится приглашать специалистов. «Фольклорный ансамбль по соседству помогает делать праздники. Каждой группе мы отдельно показываем то или иное действо. Так, например, Масленицу в этом году мы проводили с января по апрель», — вспоминает Василий Фролов. Его коллега Анатолий Ганец и вовсе создал семейный ретробэнд, в котором участвуют родственники-артисты. «Для каждого посетителя мы готовим программу, учитываем пожелания гостей, предлагаем развлечения как на нашей, так и на соседних усадьбах. Приятно понимать, что белорусы ушли от стереотипа, что домик в деревне — место, где можно просто выпить да шашлыком закусить. Это вчерашний день, люди стали другими, — делится наблюдениями хозяин «Ганки». — Мы дали работу многим. Например, гончары местные заказ выполнить смогут только через неделю, хотя раньше у них не было предварительной записи. Фермеры знают, что мы с удовольствием купим у них продукцию. Люди заводят дополнительно коров, потому что молоко у них гарантированно покупают».

Новый тренд в мире агробизнеса — проведение всевозможных фестивалей, музыкальных вечеров, литературных чтений, появление зеленых маршрутов и экологических троп. Как показывает практика, это подогревает интерес не только к определенной деревне, но и к району в целом. Так, по данным Минспорта и туризма, за 7 месяцев с начала нынешнего года услугами агротуризма воспользовались 170 тыс. человек, что примерно на 10 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. Примерно 72 % гостей составляют наши соотечественники, оставшиеся 18 % делят между собой иностранцы из 59 стран мира. Однако чаще всего к нам заглядывают наши соседи — россияне, литовцы, латыши, поляки и украинцы, а также немцы.

«В нынешнем году усадьбы начали раньше бронировать. В частности, еще перед Новым годом расписывалась летняя программа, — делится наблюдениями Вадим Кармазин. — Судя по общему потоку при пересечении границы, заполняемости, в том числе санаториев, домов охотников, доходы в агротуризме вырастут не менее чем на 30 %». 

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter