Вечера без хутора, или Как украинцы в Беларуси обосновались

Если поселить всех этнических украинцев, проживающих в Беларуси, в пределах одного населенного пункта, то получится солидный по меркам нашей страны город в 237 тысяч человек. О чем это говорит? Да просто о том, что назвать белорусских украинцев национальным меньшинством как-то язык не поворачивается. Особенно если учесть, что во многих белорусских семьях вам наверняка расскажут историю о том, как в давние времена прабабушка или прадедушка приехали из соседней Украины в “синеокую” работать или учиться, да так и остались здесь жить, взращивая уже белорусско-украинских наследников. А еще можно припомнить войну, которая тоже постаралась заплести в неразматываемый клубок этнические нити. Это уже не говоря о том, что в беседе украинца и белоруса переводчик будет явно лишним звеном. Одним словом, народы — ближе не придумаешь. И все же разница есть...
— Например, этнические украинцы — очень горячий народ, — сразу же называет главное ментальное отличие руководитель Минского городского общественного объединения украинцев “Заповiт” Галина Калюжная, которая приехала из Украины в Беларусь больше 40 лет назад. — В отличие от нас белорусы очень мягкие и спокойные. Но нам довольно легко ладить. Все-таки — одни корни.
Наверное, именно поэтому в нашей стране живет так много белорусско-украинских семей. И сочетание, скажем, жены-украинки и мужа-белоруса, рождает порой прямо анекдотичные ситуации. В частности, Галина Ефимовна призналась, что в случае конфликта с кем-то из домочадцев тут же переходит на украинский язык: он лучше подходит для выражения различных эмоций — более экспрессивный.
Вместе с тем этнические украинцы очень миролюбивы, хотя в заложенном многочисленными историческими событиями упрямстве и напористости им не откажешь. Поэтому муж-украинец в межэтнической семье — это не только голова, но и шея, и руки, и ноги. А при наличии у него мягкой и абсолютно бесконфликтной супруги-белоруски получается очень красивое сочетание.
Кстати, в том, что нашим народам ладить и вправду довольно легко, можно убедиться лишь на одном простом примере: в самое большое объединение украинцев в Беларуси “Ватра” (оно включает в себя “столичный “Заповiт” и еще пять сообществ из Витебска, Могилева, Молодечно, Колодищ и Бобруйска) могут войти не только этнические украинцы. Белорусов там тоже много.
— В него могут вступить люди разных национальностей, любящие украинскую культуру, желающие крепить украинско-белорусские связи, — объясняет Галина Ефимовна. — Разве это плохо, когда школьники и студенты знакомятся с обычаями и историей другой страны?
Тем более когда истории их так связаны. Я, например, сама помню, как бабушка — этническая белоруска — рассказывала, как в послевоенные годы на Могилевщине появилось множество украинцев — они шли семьями и просили у наших ночлега и еды. Естественно, помогали чем могли. Это сейчас тот период называют Голодомором (третьим за историю украинского народа). Тогда это была просто жизнь. И именно с ним украинцы сейчас склонны связывать свое трепетное отношение к хлебу (так же как и у белорусов, у них не принято выбрасывать хлеб — даже черствый).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter